Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 348 
Next page End  

4
   ОБОЗНАЧЕНИЕ
    
  Но  раз  уж  вы взяли эту книгу в руки, и начали ее читать,
мне следует обозначить проблему, которая будет интересовать нас
непосредственно, или, если честно сказать, которая будет  интере-
совать  меня. Проблема эта имеет самое непосредственное отно-
шение к онтогенезу, и поэтому мы поговорим о нем несколько 
ниже.  Проблема эта имеет также непосредственное отношение к
личности человека, потому что речь пойдет об  онтогенезе  лично-
сти (назовем такой подход онтогенетической персонологией), и на
это следует  обратить  особое внимание, так как традиционно при-
нято говорить о развитии личности, а психология развития и он-
тогенетическая персонология – это, как вы скоро убедитесь,  на-
столько разные вещи, что есть повод об этом немного поговорить.
Разница  в  подходе  приведет нас в конце концов к неутеши-
тельным выводам, и я прямо скажу, что  отлично  понимаю:  книга
эта нехорошая и в каком–то смысле недобрая. Подозреваю, что
кому–то,  может быть, захочется даже обвинить автора в недостатке
любви к человеку и веры в него.
Только следует заметить, что нелюбовь к человеку  –  это не
перенос ницшеанского или шопенгауэровского мировоззрения в
психологию. Нелюбовь к человеку  –  основа  и обязательное ус-
ловие любой науки. Мартин Бубер – великий еврейский философ,
говорил, что главное сущностное слово звучит как «Я–Ты». В этом 
взаимоотношении исчезают все частности, и человек относится к
человеку, взаимоотносится как к живой и непосредственно данной
реальности. Я есть Ты, а Ты есть Я. Это отношение и есть любовь.
Как только  Я начинаю рассматривать другого человека в
совокупности составных частей, как только Я начинаю разлагать
другого  человека  на сумму его характеристик и свойств, главное
слово Я–Ты, основное сущностное отношение, любовь исчезает.
Ты превращается в Оно, Он или Она. В отношениях Я–Оно, Я–Он,
Я–Она  нет  любви. Но только на этих отношениях и строится вся
наука. Принципиально  невозможно любить человека и
одновременно изучать его. Поэтому любовь, равно как и вера,
может быть в онтологическом плане и выше науки, может быть
даже более необходима для человека, чем наука, но никогда и ни
Hosted by uCoz