Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 348 
Next page End  

85
однако опять же важно, чтобы эта коррекция была проведена на
ранних этапах  онтогенеза.  При создании  специальных условий
возможно формирование полноценной личности даже у слепоглу-
хонемых детей.
Следует  также подчеркнуть, что для формирования челове-
ческой личности необходим только  человеческий  индивид.  Ни 
один представитель земной фауны не обладает достаточно разви-
той центральной  нервной  системой,  чтобы ассимилировать че-
ловеческую систему социальных отношений, хотя отдельные ее
элементы усваивают практически все домашние и даже дикие жи-
вотные, если они с рождения  воспитывались рядом с людьми. Но
даже приматы не способны  продвинуться  в своем «человече-
ском» социальном развитии дальше 3–летнего ребенка. Известны
неоднократные  опыты,  когда детенышей приматов (горилл,
шимпанзе) исследователи–этологи пытались выращивать и вос-
питывать вместе со своими новорожденными  детьми,  создавая
для тех и для других абсолютно одинаковые условия. Их одина-
ково кормили, пеленали, ласкали, баюкали и  обучали. Эти экспе-
рименты убедительно доказали, что после короткого периода от-
носительно равномерного развития детеныши приматов начинают 
стремительно отставать в скорости и объеме установления новых
и сложных связей, которые предъявляет социальная среда дете-
нышу человека. Никакие усилия и воспитательные изыски не мо-
гут сформировать на базе нечеловеческого индивида  человече-
скую личность.
Только  человеческий  индивид  с сохранной ЦНС, при ус-
ловии постнатального  интрасоциального  развития способен
стать базой формирования человеческой личности. Современный
человек  –  это высокоразвитый,  питекоидный,  узконосый  двуно-
гий примат (95), обладающий высоким энергетическим потен-
циалом и функциональными способностями ЦНС, достаточными
для осуществления уникальных по своему объему и дискретности
сенсорных, мнестических, когнитивных процессов, вплоть до 
осуществления  когнитивных  процессов максимальной степени
свободы, называемых в психологии творчеством, и контрольных
функций процессов жизнедеятельности, называемых в психоло-
гии сознанием.
Hosted by uCoz