Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 348 
Next page End  

91
Не даром за Олпорта так ухватилась и всей душой  полю-
била в свое время советская психология. Теория Олпорта при ми-
нимальных усилиях по ее изнасилованию позволяла родить мас-
су  социалистически  полезных тезисов, например, что именно ка-
питалистический способ производства и капиталистический образ
жизни  подавляет  в большинстве людей творческую активность,
которая так наглядно проявляется в творческих личностях, а «в
условиях  общественной  формации,  приходящей  на  смену ка-
питалистическому способу производства, становится достоянием
всех людей» (11).
Вслед за локомотивом активности Олпорта можно было
смело провозить полные вагоны злопыхательских лозунгов о
«господстве капиталистического способа производства с неизбеж-
ной безработицей, нищетой, с невозможностью получить образо-
вание, найти свое призвание».
Советским психологам идея бесконечного развития лично-
сти была так же присуща, как вера в Бога верующим людям.  «Раз-
витие –  основной способ существования личности на всех этапах
ее индивидуального пути» (12). «Структура личности должна отве-
чать идее развития» (49).
К. А. Абульханова–Славская на базе идей гуманистической
психологии ввела в психологию развития даже принцип жизне-
деятельности, отражая в нем активную роль человека в собствен-
ной судьбе, ну и, конечно, тут же появляются два полюса – жизнь,
подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социаль-
ных  ролей, а  на другом полюсе – жизнетворчество, с самовыра-
жением, трудом и познанием и т.д. и т.п.
Идея развития личности как навязчивость, как бред пресле-
дует практически всех представителей гуманистической  психоло-
гии. «Развитие личности достигается только упорным кропотли-
вым трудом, сосредоточенностью, умением взять себя в руки,
сконцентрировать свое внимание, – пишет Фромм, – У человека 
всегда  есть две  реальные возможности: либо остановиться в сво-
ем развитии и превратиться в порочное  существо,  либо  полно-
стью  развернуть свои  способности и превратиться в творца»
(156). Чем–то подобным уже занимался в свое время  Барон 
Мюнхгаузен,  увязнув  со своей лошадью в болоте.
Hosted by uCoz