Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 348 
Next page End  

98
Все эти теории можно смело отнести к структурному на-
правлению  в персонологии. Согласно этому направлению, все
люди отличаются друг от друга своими  эмоциональными  реак-
циями,  типами  мышления,  поведенческими характеристиками, и
эти различия явно не обусловлены чисто средовыми факторами.
Следовательно, имеются какие–то внутренние, индивидуальные, не
зависимые от  воспитания  и социального окружения факторы,
определяющие эту разницу.
Гиппократ считал этими факторами гуморальные среды, 
Шелдон – зародышевые листки, Сиго – тип телосложения,   Фуру-
кава – химический состав крови. Другие авторы не  привязывают 
индивидуальные  различия к конкретным физиологическим или
биохимическим факторам, а просто описывают их как гипотети-
ческие  конструкты, указывая, что феномен имеет место.
Такова, в значительной степени, психоаналитическая  типо-
логия Фрейда, выделяющая пять основных типов: оральный,
анальный, уретральный,  фаллический  и генитальный. Эти типы
Фрейд описал на базе трансформации в начальном периоде разви-
тия гипотетического конструкта «либидо», причем задержка  раз-
вития  либидо  на одном  из этапов обуславливает формирование
того или иного типа личности. Этот тип определяет всю  даль-
нейшую  жизнь человека. Интересно, что Фрейд, определяя либидо
как энергетический источник психической жизни индивида, прак-
тически не учитывал  его количественные колебания  в процессе
жизни. Создается впечатление, что он рассматривал либидо как
изначально данную наличность, которая в процессе онтогенеза
может  трансформироваться, застревать,  вытесняться,  подавлять-
ся, но не исчезать и уменьшаться.
Таковы психологические типы Юнга. Юнг также широко
пользовался понятием «психической энергии» и, например, свои
две знаменитые личностные установки: экстраверсию и интравер-
сию, связывал с движением психической энергии в специфиче-
ском направлении: внутрь или вовне (211).
Помимо этого он описал четыре функции или типа ориен-
тации мышление, ощущение, интуицию и чувство, каждая из кото-
рых может действовать либо экстравертным, либо интравертным
путем. 
Hosted by uCoz