Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 200 
Next page End  

задачей, какой во времена Фрейда было изучение сексуальности. Однако подобная историческая
релятивность в развитии области исследования, по-видимому, не препятствует постоянству базального
плана и сохраняемой близости к наблюдаемому явлению. Выводы Фрейда, касающиеся сексуальной
этиологии невротических расстройств, столь же справедливы для наших пациентов, как и для его
собственных; а бремя утраты идентичности, которое выделяется на фоне наших соображений, вероятно,
было столь же тягостным для пациентов Фрейда, как и для сегодняшних, о чем можно судить по
реинтерпретациям.
[См. «Reality and Actuality», J. Amer. Psa. Assoc., 10: 451-473.] Таким образом,
разные периоды позволяют нам наблюдать во временнЫх преувеличениях различные аспекты по
существу неразделимых частей личности.
В этой четвертой (и последней) части я буду исследовать проблемы идентичности, связанные с
вступлением в промышленную революцию трех великих стран: Америки, Германии и России. Особое
внимание будет сосредоточенно на потребности молодежи всех этих стран в новой, основанной на
содружестве совести, а также более инклюзивной и, неизбежно, индустриальной идентичности. Я начну
с Америки, хотя делаю это не без серьезных колебаний. В последние годы великое множество книг и
статей по структуре национального характера довольно ясно показало, что это все еще самый
сомнительный предмет вообще и почти неприступный предмет в этой стране в частности.
Дело в том, что практически невозможно (исключая беллетристику) писать в Америке об
Америке для американцев. Вы можете, как американец, отправиться на Острова Южного моря и
написать об этом путешествии по возвращении; вы можете, как иностранец, посетить Америку и
написать о ней на прощание; как иммигрант вы можете, написать о том, как вы устраиваетесь на новом
месте; можно перебраться из одной части страны (или из одного «класса» в другой) и написать об этом,
пока еще не забыто прошлое и не приелось новое. Но в конечном счете вы всегда пишете о том пути,
которым вам случается приезжать или уезжать, изменяться или обретать оседлость.
Вы пишете о
процессе, более или менее желанном, но всегда приятно волнующем и не безразличном, и вскоре из под
вашего пера начинают стремительно вылетать восторженные похвалы или оскорбительные замечания.
Единственно разумный американский способ писать об Америке для американцев - открыто
высказаться о проблеме и преувеличить ее. Этот способ, однако, требует деликатного дарования и
особой интеллектуальной родословной, причем ни то, ни другое не приобретается легко. Поэтому я
ограничусь изложением - с точки зрения человека, практиковавшего и преподававшего психоанализ в
этой стране, - особенностей чувства идентичности и ее утраты в том виде, как они обнаруживают себя у
американских пациентов, больших и маленьких.
Глава 8. Размышления об идентичности американцев
1. Полярные качества национального характера
Стало уже банальным говорить о том, что какую бы черту мы ни выбрали в качестве подлинно
американской, всегда можно показать, что она имеет свою столь же типичную противоположность.
И это, как мы подозреваем, справедливо для всех «национальных характеров» или (как я бы
предложил их называть) национальных идентичностей. Настолько справедливо, что, фактически, можно
начинать, а не заканчивать следующим утверждением: идентичность нации производна от тех путей,
какими история достигла, так сказать, контрапунктического сочетания определенных противоположных
потенциальностей, и от тех способов, какими она возвышает этот контрапункт до уникального типа
цивилизации, или позволяет ему дезинтегрироваться в простое противоречие.
Наша динамичная страна (Америка -
прим. пер.)
подвергает свое население более резким
контрастам и крутым переменам на протяжении жизни отдельного человека или поколения, чем это
обычно бывает с другими великими народами. Большинство ее населения сталкивается в собственной
жизни или в жизни ближайших родственников с альтернативами, представленными такими полюсами,
как открытые пути иммиграции и ревниво сохраняемые островки традиции; страстный
интернационализм и вызывающий изоляционизм; неистовая конкуренция и доходящее до полного
забвения собственных интересов сотрудничество, - и множеством других полюсов. Влияние этих в
итоге несовместимым друг с другом девизов на развитие эго индивидуума, вероятно, зависит от
совпадения стадий нуклеарного эго с критическими переменами в географических и экономических
условиях семьи. Процесс формирования идентичности американца, по-видимому, поддерживает эго-
идентичность индивидуума до тех пор, пока тот способен сохранять определенный элемент
Hosted by uCoz