Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 200 
Next page End  

Мы знаем, как проблемы иммигрантов и мигрантов, эмигрантов и беженцев накладывались одна
на другую по мере того, как большие области этого континента заселялись и постепенно обретали
прошлое. Для нового американца, с региональной традицией стратификации, пришельцы все больше и
больше стали характеризоваться тем, чего им удалось, по сравнению с ним, избежать, а не теми общими
ценностями, к которым они стремились; к тому же существовала масса невежественных и обманутых
«рабов» расширяющегося рынка промышленного труда. Для и против всех этих более поздних
американцев американским матерям приходилось вводить новые моральные нормы и строгие
испытания для продвижения по социальной лестнице.
Когда Америка стала вошедшим в поговорку тиглем для переплавки национальностей, именно
решительность англосаксонской женщины способствовала тому, что из всех смешиваемых
ингредиентов пуританство (в том виде, каким оно тогда было) оказалось самой распространенной
чертой характера. Старый англосаксонский тип становится еще более строгим, чем раньше, но в то же
время по-своему милым и добрым. Однако и дочери иммигрантов вовсю старались соответствовать
нормам поведения, которым они не выучились в раннем детстве на своей исторической родине. Здесь, я
думаю, и зародилась личность, обязанная всем самой себе, как женская копия мужчины, добившегося
успеха своими силами; и именно здесь мы обнаруживаем источник популярной американской идеи
светской «личности» - «личности» напоказ, которая является своим собственным организатором и
арбитром. Фактически, психоанализ детей иммигрантов ясно показывает, в какой степени они, как
первые настоящие американцы в их семьях, становятся культурными родителями своих биологических
родителей.
Идея самосозидаемого эго в свою очередь была подкреплена, хотя и несколько видоизменена,
индустриализацией и классовой стратификацией. Индустриализация, например, принесла с собой идею
воспитания «механического» ребенка. Как если бы этот новый, созданный человеком мир машин,
который должен был заменить собой «сегменты природы» и «хищных животных», предлагал свое
могущество только тем, кто уподоблялся ему, так же как сиу «становился» бизоном, а юрок - лососем. В
детском воспитании возникло движение, которое стремилось с самого начала отрегулировать
человеческий организм до точности часового механизма, чтобы сделать его стандартизованным
придатком индустриального мира. Но ни в Америке, ни в странах, желающих ради развития
промышленного производства походить на нее, это не было единственным последствием такого
воспитания. В погоне за приспособлением к машине и за властью над машиной американские матери
(особенно из среднего класса) оказались стандартизирующими и жестко программирующими детей,
которые, как ожидалось, должны затем стать воплощением той ярко выраженной индивидуальности,
что в прошлом была одной из характерных черт американца. В результате возникла угроза создания
серийно производимой маски индивидуальности вместо подлинного индивидуализма.
Как если бы и этого было мало, усиливающаяся классовая дифференциация в некоторых не
больших, но влиятельных группах и регионах объединилась с остатками образцов европейской
аристократии, чтобы создать идеальную леди - женщину, которая не только не должна работать сама,
но, в силу детской неискушенности и полной неосведомленности, не способна даже понять, зачем
вообще нужно работать. Такому образу женщины в большинстве американских штатов, за
исключением южных, вскоре был брошен вызов со стороны идеала эмансипированной женщины.
Казалось, новый идеал требует равенства возможностей; однако хорошо известно, как вместо этого он
стал довольно часто представлять претензии на одинаковость в «оснащении» и на право мужеподобного
поведения.
По своим первоначальным качествам американская женщина была достойной и героической
спутницей послереволюционного мужчины: одержимой идеей свободы от автократии любого мужчины
и преследуемой страхом, что тоска по родине и капитуляция перед каким-нибудь вождем все же могла
вынудить ее партнера согласиться на политическое рабство. Мать стала «мамочкой» только тогда, когда
отец под воздействием тех же самых исторических разрывов стал «папочкой». Ибо если посмотреть
глубже, то «мамизм» - это лишь находящийся не на своем месте патернализм. Американские матери
входили в роль дедушек по мере того, как отцы складывали с себя полномочия главы семьи в области
воспитания детей и культурной жизни. Послереволюционные потомки Отцов-основателей вынудили
своих женщин быть матерями и отцами, хотя сами продолжали культивировать роль
свободнорожденных сыновей.
Я не берусь оценивать количество эмоциональных расстройств в этой стране. Простая
статистика тяжелых психических расстройств оказывается здесь бесполезной. Наши
усовершенствованные методы обнаружения и наше миссионерское рвение развиваются параллельно, по
Hosted by uCoz