Navigation bar
  Print document Start Previous page
 159 of 200 
Next page End  

Однако он не признавал женщин в качестве товарищей, верных до конца, хотя и упорствовал в том,
чтобы сделать порядочную женщину из Евы Браун, которую вскоре собственноручно застрелил, - или,
по крайней мере, так заканчивается эта легенда. Только жены других мужчин производили на свет
детей под защитой канцелярии, тогда как сам он, согласно его официальному биографу, «есть
воплощение национальной воли. Он не знает никакой семейной жизни; не знает он и порока».
Гитлер распространял эту официальную амбивалентность в отношении к женщинам на свое
отношение к Германии как к образу. Открыто презирающий массы своих соотечественников, которые, в
конце концов, и составляют Германию, он взбешенный, стоял перед ними и заклинал их своими
фанатичными воплями - «Германия! Германия! Германия!» -
поверить в мистический национальный
организм.
А кроме того, немцы всегда были склонны проявлять сопоставимое амбивалентное отношение к
человечеству и миру в целом. То, что мир, по существу, воспринимается как «внешний мир»,
справедливо для большинства племен и народов. Но для Германии мир постоянно меняет свое качество
- и всегда крайним образом. Мир переживается либо как значительно превосходящий Германию по
возрасту и мудрости, как цель вечного стремления и Wanderlust [Страсть к путешествиям (нем.). - Прим.
пер.]; либо как окружающий Германию лагерь подлых и вероломных врагов, живущих ради одной цели
- ее погибели; либо как таинственное Lebensraum [Жизненное пространство (нем.). - Прим. пер.],
которое предстоит завоевать посредством тевтонской храбрости и использовать в течение тысячелетия
юношеского расширения.
4. Юноша
В Америке слово «юность» («adolescence»)
едва ли не для всех, кто занимается ею
профессионально, стало означать, на худой конец, ничейную землю между детством и зрелостью, а в
лучшем случае - «обычное» время спортивных соревнований и грубых развлечений, время шаек, клик и
компаний. Юноша в Америке доставляет меньше проблем и чувствует себя менее изолированным,
поскольку он, фактически, стал культурным арбитром; немногие мужчины в этой стране могут
позволить себе отказаться от жестов юноши, наряду с жестами полноправных граждан, навсегда
преданных делу разгрома автократов. Конечно, с этой позиции трудно понять, какое значение может
иметь юность в других культурах. В первобытном прошлом совершались эксцентричные и
впечатляющие обряды юности с целью умерить и сублимировать идущую в рост мужскую зрелость
юношей. В первобытных ритуалах юношу заставляли приносить в жертву часть своей крови, зубов или
половых органов; в религиозных церемониях его учат признавать свою греховность и преклонять
колени. Древние ритуалы утверждали намерение мальчика стать мужчиной в мире его отца, но в то же
время вечно оставаться благопристойным сыном «Великого Отца». Главные исполнители ритуального
танца, спасители и трагические актеры были типичными представителями (единства) греха и
искупления. Юношеский бунт Германии был критической ступенью в универсальном психологическом
развитии, сравнимой с упадком феодализма: внутренней эмансипацией сыновей. Ибо хотя и
существуют тесные параллели между первобытными обрядами юности и ритуалами национал-
социализма, есть между ними одно существеннейшее различие. В мире Гитлера юноша маршировал с
равными себе эмансипированными сыновьями. Их вождь никогда не приносил в жертву свою волю
никакому отцу. На самом деле он говорил, что совесть - это позорное пятно, подобно обрезанию, и что
как то, так и другое есть еврейские недостатки.
Отвращение Гитлера к евреям - «ослабляющим микробам», представленным менее чем 1% его
70-миллионного народа, - облекается в образы фобии. Он описывает проистекающую от них опасность
как ослабляющее заражение и загрязняющее осквернение. Сифилофобия - это то наименьшее, что
психиатрия может правомерно установить в данном случае. Но здесь опять трудно сказать, где
заканчивается личный симптом и начинается расчетливая пропаганда. Дело в том, что образы
идеалистического юноши обычно составлены из чистейшего белого и чистейшего черного цветов. И он
постоянно озабочен приобретением всего белого и фобическим избеганием и искоренением всего
черного в себе и других. Боязнь сексуальности, главным образом, делает юношу особо восприимчивым
к словам, наподобие этих: «Только утрата чистоты крови разрушает внутреннее счастье навсегда; она
вечно унижает мужчину, и никогда ее следы не удастся стереть с тела и души». [Там же.]
Юноша донацистской Германии был необузданно жесток сам с собой; и воле отца он
сопротивлялся вовсе не для того, чтобы пуститься во все тяжкие. Когда ему случалось «пасть
морально», он тяжело переживал свою вину. Гитлер - так этого юношу побудили считать - был из тех,
Hosted by uCoz