Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 200 
Next page End  

себя «говорить» своему симптому.
Недержание представляет конфликт сфинктера, то есть «анальную» и «уретральную» проблему.
Эту сторону предмета будем называть зональным аспектом, так как она касается зоны тела. Однако при
ближайшем рассмотрении становится ясно, что поведение Энн, даже когда оно не относится к
анальному в зональном смысле, обладает характерной особенностью «сфинктерной» проблемы. Так и
напрашивается сравнение, что эта девочка целиком, с головы до пят, действует
как множественный
сфинктер. И в лицевой экспрессии, и в эмоциональной коммуникации большую часть времени Энн
закрыта; раскрывается же редко и нерегулярно. Когда мы предлагаем ей игрушечную модель ситуации,
с тем, чтобы она могла раскрыться и «скомпрометировать» себя в нереальной ситуации, девочка
совершает два действия: захлопывает с явным вызовом дверь ванной комнаты игрушечного дома и с
маниакальным ликованием отдает три блестящих машинки кукле-отцу. Все глубже и глубже вовлекаясь
в оппозицию простых модальностей «берущего» и «дающего», она сначала дает матери то, что забрала
у меня, а затем отчаянно хочет вернуть. Маленькие ручки крепко держат карандаши и игрушку, но
вдруг роняют их, так же, как сфинктеры в узком смысле слова внезапно выпускают свое содержимое.
Откуда следует, что маленькая девочка, не способная справиться с тем, как давать, не забирая
(возможно, как любить отца, не обкрадывая мать), отступает назад к автоматическому чередованию
удерживающих и выделительных актов. Такую смену удерживания и отпускания, отказа и уступки,
раскрытия и запирания будем называть аспектом модуса
[В оригинале mode (метод, способ; образ
действий; форма, вид; мода, обычай). Для перевода мы использовали философский термин «модус»,
который, на наш взгляд, лучше всего подходит для компактной упаковки развиваемой здесь Эриксоном
идеи. С одной стороны, модус - это способ чего-либо, обладающий некоторой степенью нормативности,
а с другой - преходящее свойство, присущее объекту лишь в определенных состояниях, в отличие от
постоянных свойств (атрибутов). - Прим. пер.], в дополнение к зональному аспекту обсуждаемого здесь
предмета. Тогда анально-уретральные сфинктеры - это анатомические модели ретентивных и
элиминативных модусов [Образованные от лат. retentio (задержка) и eliminare (изгонять) названия этих
(и других) модусов мы просто калькируем, чтобы избежать нежелательной привязки модусов к каким-
то конкретным органам, например, к анальному сфинктеру. -
Прим. пер.], характеризующих, в свою
очередь, огромное множество видов поведения, которое, в соответствии с широко распространенной
ныне клинической традицией (чем и сам грешу), именовалось бы «анальным».
Сходное отношение между зоной и модусом можно наблюдать у этой девочки в движениях,
наиболее характерных для стадии младенчества. Она полностью превращается в рот и палец, как если
бы молоко утешения текло благодаря соприкосновению частей ее же собственного тела. Согласно
бытующей традиции, Энн следовало бы тогда отнести к «оральному» типу. Но раскручиваясь,
наподобие пружины,
из состояния ухода в себя, маленькая леди способна оживиться, пнуть куклу и с
раскрасневшимся лицом, гортанно смеясь, завладеть машинками. В таком случае из ретентивно-
элиминативной позиции путь регресии, по-видимому, ведет дальше внутрь (изоляция) и назад
(регрессия), тогда как прогрессивный и агрессивный путь ведет наружу и вперед, к инициативе,
которая, однако, немедленно вызывает чувство вины. Здесь обозначены пределы той разновидности
отягченного кризиса, когда ребенку и семье может потребоваться помощь.
Пути такой регрессии и прогрессии составляют предмет данной главы. Чтобы показать
подробнее систематические взаимоотношения между зонами и модусами, я опишу второй эпизод,
касающийся маленького мальчика.
Мне сообщили, что Питер задерживал стул сначала на несколько дней, а совсем недавно время
задержки увеличилось до недели. Я был вынужден спешить, когда к недельному запасу фекалий Питер
присоединил и удерживал содержимое большой клизмы в своем маленьком четырехлетнем теле.
Ребенок имел жалкий вид. Когда он думал, что за ним никто не наблюдает, то для поддержки прислонял
раздутый живот к стене.
Его лечащий врач пришел к заключению, что этот «подвиг» вряд ли мог быть совершен без
энергичной поддержки с эмоциональной стороны; в то же время он подозревал (и его подозрения
позднее были подтверждены результатами рентгеноскопии), что у мальчика имелось растяжение
ободочной кишки. Хотя тенденция к растяжению ободочной кишки, возможно, внесла в начальной
стадии свой вклад в образование симптома, сейчас ребенок несомненно был парализован конфликтом,
который он не мог вербализировать. О локальном физиологическом состоянии можно было
позаботиться позднее с помощью диеты и моциона. В первую очередь казалось необходимым наладить
общение с ребенком, чтобы добиться его сотрудничества.
У меня уже вошло в привычку обедать с семьей в ее доме, прежде чем я решусь взяться за ее
Hosted by uCoz