Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 200 
Next page End  

перспективой того, что еще придет. Если ее преждевременное проявление специально не провоцируется
особыми фрустрациями или особыми обычаями (такими, как сексуальные игры в группах), детская
генитальность, вероятно, оборачивается всего лишь серией пленительных переживаний, которые
достаточно пугающи и бессмысленны, чтобы подавляться в течение стадии, названной Фрейдом
периодом «латентности», то есть длительной отсрочки физического полового созревания.
На этой стадии сексуальная ориентация мальчика является фаллической. Хотя эрекции,
бесспорно, случаются и раньше (либо рефлекторно, либо как явно сексуальные реакции на вещи и
людей, которые заставляют ребенка испытывать сильные чувства), теперь развивается направленный
интерес к гениталиям обоих полов, вместе со смутным, ненаправленным побуждением к совершению
половых актов. Наблюдения за жизнью «примитивных» народов обнаруживают сцены половых
сношений между трех-четырехлетними детьми - сцены, судя по сопутствующему хохоту, прежде всего
игровой имитации. Такие откровенные и шутливые действия, вероятно, помогают ослабить напряжение
потенциально опасного развития: концентрацию ранних сексуальных импульсов исключительно на
родителях, особенно там, где существует полный запрет на сообщение подобного желания. Ибо
возросшему локомоторному мастерству ребенка и его чувству гордости, вызванному тем, что он теперь
большой и почти такой же умелый, как Отец и Мать, наносится жесточайший удар очевидным фактом:
в половой сфере он значительно уступает родителям. И более того: даже в отдаленном будущем ему
никогда не занять место этого отца в сексуальных отношениях с этой матерью (или место этой матери в
сексуальных отношениях с этим отцом). Самые глубокие следствия такого прозрения и составляют,
если воспользоваться термином Фрейда, эдипов комплекс.
Конечно, этот термин запутал дело, поскольку уравнивает то, что можно предполагать в детстве,
с тем, что можно вывести из истории царя Эдипа. Иначе говоря, он устанавливает сходство между
двумя неопределенностями. Сама же идея заключается в том, что Эдип, по незнанию убивший отца и
женившийся на матери, стал мифологическим героем и вызывает сильное сострадание и ужас у
театральных зрителей потому, что занять место отца и обладать матерью - всем присущее, но запретное
желание.
В повседневной работе психоанализ подтверждает тот простой вывод, что мальчики адресуют
свою первую половую любовь взрослым материнским фигурам, которые иным способом утешали их
тела, и что мальчики обнаруживают первое сексуальное соперничество с теми, кто оказывается
половым собственником этих материнских фигур. Другой вывод (к которому когда-то пришел Дидро):
если бы маленький мальчик обладал возможностями мужчины, он бы силой взял мать и убил отца, -
свидетельствует об интуиции и, все-таки, нелогичен. Если бы мальчик обладал такими возможностями,
то не был бы ребенком и не испытывал бы нужды оставаться с родителями, а значит, мог бы
предпочесть иные сексуальные объекты. Фактически, инфантильная генитальность находится под
арестом защитников детства и его идеалов и, отсюда, испытывает серьезные осложнения.
Интрузивный модус,
господствующий в большей части поведения на этой стадии, служит
характерным признаком целого ряда конфигурационно «подобных» активностей и фантазий. Все они
включают интрузию (вторжение) в другие тела посредством физической атаки: вторжение в уши и умы
других людей с помощью агрессивного, напористого говорения; вторжение в пространство посредством
энергичной локомоции; вторжение в неизвестное благодаря неуемному любопытству. В общем,
достаточно очевидно, что детям на этой стадии половые акты взрослых видятся опасными актами
взаимной агрессии. Даже в тех случаях, когда идет групповая сексуальная игра, ребенок, по-видимому,
интерпретирует половые акты старших членов семьи как интрузивные со стороны мужчины и как
инкорпоративные, в паучьей манере, со стороны женщины; и это чаще случается тогда, когда взрослую
половую жизнь окружает темнота, когда сопровождающие ее звуки истолковываются как выражение
боли, когда дети тайком наблюдают менструальную кровь и когда они ощущают неприязнь и
раздражение у недостаточно удовлетворенных родителей.
Девочки приобретают на этой стадии важный опыт в том смысле, что должны понять
непреложность следующего факта: хотя их локомоторная, умственная и социальная интрузивность
равным образом увеличивается и столь же адекватна, как интрузивность мальчиков, у них нет одной
штуки: пениса. Тогда как мальчики имеют этот видимый, способный напрягаться и понятный орган, у
девочек клитор не в состоянии поддерживать мечты о сексуальном равенстве. И груди, как сопоставимо
заметный признак их будущего, у них пока еще не развиты, а материнские инстинкты переводятся в
игровую фантазию или уход за малышами. Там, где нужды хозяйственной жизни и мудрость ее
социального устройства делают женскую роль, ее особые полномочия и вознаграждения понятными,
конечно, все это легче интегрируется - и создается женская сплоченность. В противном случае девочка
Hosted by uCoz