Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 200 
Next page End  

University, 1932.] Они имели заслуживающих доверие и доверяющих им информантов среди старейших
членов племени - единственных, кто мог помнить древние народные обычаи воспитания детей. И
прежде всего, оба моих наставника имели некоторую психоаналитическую подготовку и были полны
желания интегрировать ее со своей антропологической работой. Если я, отчасти, служил интегратором,
то лишь потому, что как детский психоаналитик был близок к формулированию тех проблем и
решений, круг которых очерчен в предыдущей главе. Чувствуя, что вместе нам, возможно, удалось бы
спасти некоторые обделенные вниманием факты современной истории американских аборигенов, оба
сводили меня со своими любимыми и наиболее подготовленными информантами в данной области и
убеждали их говорить со мной столь же откровенно, как говорили бы с каждым из них, знай они, что
спрашивать по поводу круга значимых для детства и общества проблем.
Глава 3. Охотники прерий
1. Исторические сведения
Во время нашего путешествия в Южную Дакоту Скаддер Микил был полевым уполномоченным
Комиссара по делам индейцев. От нас крайне настоятельно и срочно требовалось выяснить, откуда
берется то ужасное безразличие, с каким дети индейцев сиу спокойно принимали, а затем столь же
спокойно отказывались от многих ценностей, которые им прививали в хорошо продуманном и дорогом
эксперименте федерального управления образования индейцев. В чем заключалась ошибочность работы
с индейскими детьми, было достаточно очевидно; для них существовало две правды: одна - белая,
другая - индейская. Но именно благодаря изучению этого противоречия мы обнаружили следы того, что
когда-то было правдой для детей прерии.
Чтобы сохранить верность клинической природе нашего исследования, я должен предварить
материал о древнем детском воспитании, который будет здесь представлен, описанием множества
привходящих обстоятельств. Для достижения расчищенного участка леса, где мы можем лучше увидеть
проблему младенчества и общества, я должен провести читателя сквозь колючий подлесок
современных расовых отношений.
Индейская резервация Пайн Ридж расположена вдоль границы со штатом Небраска в юго-
западной части Южной Дакоты. Об этих бескрайних холмистых равнинах народное предание гласит:
The slow hot wind of summer and its withering
or again the crimp of the driving white blizzard
and neither of them to be stopped
neither saying anything else than:
«I'm not arguing. I'm telling you».
[Carl Sandburg, The People, Yes, Harcourt, Brasce, New York, 1936.]
Медленное дыхание знойного лета
Иль леденящий вихрь зимней бури, -
Ничто не остановит их круговращенья,
Они не просят позволенья, они - велят.
Здесь 8000 членов рода оглала пламени сиу (или дакота [«Дакота» и «сиу» употребляются здесь
как синонимичные названия самого знаменитого племени степных (иначе, прерийных) индейцев-
кочевников. Сиу
- это сокращение от французского nedow-essioux, возникшего из исковерканного
оджибвского Nadowe-Is-Iw, что означало «змеи», «гады». Таким ругательным прозвищем оджибва
окрестили воинственных индейцев прерий. Вообще, ни одно индейское племя Северной Америки само
себя «сиу» не называло. Те, кого европейцы наградили этим исковерканным французами именем,
называли себя дакота - «союзники». См.: Стингл М. Индейцы без томагавков. - М, 1978. - С. 298. -
Прим. пер.]) живут на земле, выделенной им властями. Когда индейцы поселились в этой резервации,
они отказались от своей политической и экономической независимости в пользу правительства США на
условиях, что оно не позволит белым охотиться и селиться на отведенных индейцам землях.
Вероятно, только самые неисправимые романтики еще надеются найти в сегодняшней
резервации что-нибудь похожее на образ старых дакота, бывших когда-то воплощением «настоящего
Hosted by uCoz