Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 200 
Next page End  

фрустрированной еще на стадии кусания. В прежние времена существовала высоко
стандартизированная система «должных» взаимоотношений, которая обеспечивала
доброжелательность, дружелюбие и внимание к другим в пределах расширенной семьи. Чувство
принадлежности целиком и полностью зависело от способности приобретать репутацию человека,
заслуживающего похвалы за должное поведение. А тот, кто после постепенного усиления давления со
стороны стыдящих его членов общины все же продолжал упорствовать в неуместном поведении,
становился жертвой безжалостно жалящей сплетни и убийственной клеветы, - как если бы, отказываясь
помочь в отводе согласованной агрессивности, сам оказался врагом.
В наше время юноша сиу обыкновенно мельком видит ту жизнь, к которой ритуалы
мальчишеских игр все еще готовят его, а именно, наблюдая и (при возможности) присоединяясь к
исполняющим обрядовые танцы старшим соплеменникам. Белыми людьми эти танцы часто
характеризовались как «дикие» и «разнузданные», поскольку в них явно чувствовалась двойная
опасность, вырастающая из постепенного подъема группового духа и нарастания «животного»
(«чувственного») ритма. Однако когда мы наблюдали старых танцоров сиу на одном из уединенных
танцевальных сеансов, казалось, что они, с каждым уходящим часом ночи, выражали своими
пылающими лицами только усиливающуюся концентрацию на ритме, который овладевал их телами с
нарастающей точностью. Законность здесь шла в ногу с дикостью и необузданностью. Для сравнения:
было просто неудобно
смотреть на позднее прибывшую группу молодых мужчин, явно знакомых с
танцами под джазовую музыку. Их танец выглядел совершенно «вывихнутым», а пристальный взгляд
самодовольно блуждал по зрителям, что делало, при сравнении, духовную концентрацию их старших
соплеменников только более впечатляющей. Присутствовавшие на этом показе старые индейцы
пытались ладонями прикрыть выражающие жалость улыбки.
Таким образом, при случае, танцы и церемонии до сих пор свидетельствуют о существовании
мужчины с «отважным сердцем», который научился использовать орудия его материальной культуры
для экспансии своих охотничьих способностей за пределы ограниченных возможностей собственного
тела. Владея лошадью, он получил прибавку в быстроте (на которую его ноги неспособны), чтобы
приближаться к зверю и врагу с парализующей внезапностью. С помощью лука, стрел и томагавка он
развил ловкость и увеличил силу своей руки. Приятный запах дыма священной курительной трубки
завоевывал ему расположение мужчин, а голос любовной флейты - благосклонность женщин. Амулеты
приносили любого рода удачу в большей степени, чем «голый» вздох, слово или желание. Однако, как
он усвоил, к Великому Духу надо обращаться только в состоянии тщательной концентрации человека,
который, будучи нагим, одиноким и безоружными, отправляется в пустыню, чтобы поститься и
молиться.
5. Сверхъестественное
А. Танец солнца
Рай оральности и его утрата во время вспышек ярости на стадии кусания, как мы предположили
в предыдущей главе, могут быть онтогенетическим источником того глубокого чувства испорченности,
которое религия трансформирует в сознание первородного греха во всемирном масштабе. Поэтому
молитва и искупление должны отвергать всякое слишком алчное желание «мирских благ» и
демонстрировать - покорной позой и интонацией настойчивой мольбы - возвращение к телесной
ничтожности, технической беспомощности и добровольному страданию.
В жизни индейцев дакота религиозной церемонией огромного значения был танец Солнца,
занимавший два четырехдневных периода лета, «когда бизоны нагуляли жир, ягоды поспели, а трава
еще высока и зелена». Праздник начинался с ритуального пиршества, выражения
благодарности Духу
Бизона и демонстраций чувства товарищества среди соплеменников. Затем следовали обряды
плодородия, сопровождаемые актами сексуальных вольностей, аналогичных тем, что служат
отличительным признаком подобных обрядов во многих частях света. Потом шли охотничьи и военные
игры, прославляющие состязательность среди мужчин. Мужчины шумно хвалились своими подвигами
на войне; женщины и девушки вступали в общий хор, чтобы объявить всем о своем целомудрии. И
наконец, взаимозависимость всех членов племени дакота возвеличивалась и утверждалась в обмене
подарками и актах братания.
Кульминационный пункт празднества наступал, когда избранные участники истязали себя во
исполнение клятв, данных в критические моменты текущего года. В последний день церемонии
Hosted by uCoz