Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 200 
Next page End  

неуклонно развивается наряду с восстановлением почвы и возвращением богатых пастбищ. Однако
создание процветающего скотоводческого хозяйства снова потребовало правительственных дотаций,
которые, с забывчивым движением истории, утрачивают свой первоначальный характер права по
договору и становятся обычной подачкой. Заманчивые возможности промышленности все еще
отвлекают индейца от устойчивого сосредоточения на его общинной реабилитации, несмотря на то, что
завод предлагает неумелым индейцам только низшие идентичности в американской системе успеха. И
все же там, по крайней мере, хорошо платят, причем платят за выполненную работу, а не за сражения,
проигранные в прошлом столетии. В конечном счете, при всем уважении и понимании особого
положения и натуры индейцев, равно как и при горячем желании их успешной реабилитации, вывод
остается неизменным: в долгосрочной перспективе им может помочь только улучшение культурного и
политического положения сельской бедноты и небелого населения всей страны. Системы детского
воспитания меняются к лучшему лишь в том случае, когда поддерживается универсальная тенденция к
такому изменению в более крупных культурных сущностях.
Глава 4. Рыбаки лососевой реки
1. Мир племени юрок
Для сравнения и создания контрапункта давайте от мрачных «воинов без оружия» перейдем к
племени рыбаков и собирателей желудей - индейцам юрок [A. L. Kroeber, «The Yurok»,
in Handbook of
the Indians of California,
Bureau of American Ethnology, Bulletin 78, 1925.], живущим на тихоокеанском
побережье.
Сиу и юрок, по-видимому, были диаметрально противоположными в основных формах
существования. Сиу кочевали по равнинам и культивировали пространственные концепты
центробежной мобильности; горизонтами им служили бредущие стада бизонов и передвигающиеся
отряды врага. Юрок жили в узкой, гористой, густо поросшей лесом долине реки и вдоль побережья, где
эта река впадала в Тихий океан. Более того, они заключили себя внутри произвольно установленных
ими границ замкнутого мира.
[Т. Т. Waterman, Yurok Geography,
University of California Press, 1920.]
Индейцы юрок считали, что диск диаметром около 150 миль, разрезанный пополам их рекой Кламат,
включал в себя все, что было в этом мире. Они игнорировали остальную часть вселенной и подвергали
остракизму как «безумца» или как «выродка» любого, кто проявлял заметную решимость проникнуть в
запредельные территории. Юрок молились своим горизонтам, где по их представлению находились
сверхъестественные «жилища», откуда щедрые духи посылали им все необходимое для жизни. Это -
озеро в верховьях реки (не существующее в действительности), откуда течет Кламат; земля за океаном,
где находится дом лосося; область неба, которая посылает оленя,
и местность на севере побережья,
откуда родом служащие деньгами ракушки. Центробежных востока и запада, юга и севера не
существовало. Были «вверх по течению» и «вниз по течению», «к реке» и «от реки»; к тому же, на краю
мира (то есть там, где живут соседние племена) действовало эллиптическое «вдалеке и поблизости».
Перед нами мир настолько центростремительный, насколько его можно таким сделать.
В этих ограниченных пределах существования имела место крайняя степень локализации.
Старый индеец попросил меня подвезти его до дома своих предков. Когда мы приехали, он гордо указал
на едва торчащий из земли колышек и сказал: «Вот откуда я родом». Такие колышки сохраняют
фамильное имя на века. Фактически, участки территории юрок существуют только под именами -
постольку, поскольку история и мифология увековечили их. Эти мифы не упоминают о горных пиках и
гигантских калифорнийских мамонтовых деревьях, производящих столь сильное впечатление на белых
путешественников; юрок же обычно указывают на ничем не примечательные скалы и деревья как на
«источник» событий, чреватых самыми серьезными последствиями. Приобретение и сохранение
собственности есть и всегда было тем, о чем индеец племени юрок думает, говорит и молится. Каждый
человек, каждое родство и каждый поступок может быть точно оценен и становится предметом
гордости или нескончаемого спора. Еще до встречи с белыми людьми у юрок существовали деньги, в
качестве которых использовались ракушки разной величины. Индейцы носили их в продолговатых
кошелях. Эти ракушки выменивались у другого племени, живущего на удаленной от моря территории.
Сами юрок, конечно, никогда не «бродили» поблизости от тех мест на северном побережье, где они
могли бы найти такие ракушки в обесценивающем их количестве.
Маленький, строго очерченный мир юрок, разделенный надвое рекой Кламат, имеет, если можно
Hosted by uCoz