Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 200 
Next page End  

того маленького ящика, как покойнику в гробу».
«Да», — прошептал он.
«А это значит, что ты боишься, как бы тебе не пришлось умереть, поскольку ты ударил меня».
«А я должен умереть?» - спросил он, затаив дыхание.
«Конечно, нет. Но когда выносили гроб с твоей бабушкой, ты, видно, подумал, что она умерла
из-за тебя и поэтому должен умереть сам. Вот почему ты строил эти большие ящики в детском саду, да
и этот маленький сегодня. И всякий раз, когда с тобой случался припадок, ты, должно быть, думал, что
приходит смерть».
«Да», - согласился Сэм немного растерянно, поскольку никогда раньше не признавался мне, что
видел гроб бабушки и знал о ее смерти.
Кто-то, возможно, подумает, что теперь мы располагаем объяснением существа болезни
мальчика. Между тем, работая параллельно с матерью Сэма, я узнал и о ее роли в этой истории,
составившей существенную часть полного объяснения болезни. Ибо каким бы труднопостижимым
«психическим стимулом» жизнь ни «наградила» маленького ребенка, такой стимул, без сомнения,
идентичен главному невротическому конфликту его матери. Действительно, мать нашего пациента
вспомнила (на фоне сильного эмоционального сопротивления) один случай, когда в разгар
лихорадочных приготовлений к приезду свекрови, Сэм бросил ей в лицо куклу. Сделал ли он это
«умышленно» или нет, но прицелился точно; в результате у мамы стал шататься один из передних
зубов. Передний зуб - драгоценное имущество во многих отношениях. И мать ударила Сэма, с большей
яростью и силой, чем когда-либо раньше это делала. Она не взыскивала зуб за зуб, но обнаружила
такую ярость, о возможности которой с ее стороны они оба - мать и сын - не могли предположить.
Или мальчик еще раньше знал, на что способна мать? Это - решающий вопрос. Ибо и так низкая,
вследствие агрессивности, толерантность этого ребенка была, я полагаю, еще больше снижена
суммарным дополнительным значением насилия в его семье. Над и вне индивидуального конфликта вся
среда этих детей прежних беженцев от погромов и из гетто была пропитана проблемой особой судьбы
еврея перед лицом гнева и насилия. Все началось столь знаменательно, с Бога - могущественного,
гневного, мстительного, но и ужасно беспокойного, который завещал эти свои качества всем
последующим патриархам от Моисея до дедушки и бабушки Сэма. И все закончилось не имеющей даже
шипов или колючек беспомощностью избранного, но рассеянного повсюду еврейского народа перед
окружающим миром всегда готовых к насилию «язычников». Эта семья бросила вызов еврейской
судьбе, изолировав себя в «языческом» городе; но ее члены несли свою судьбу с собой, как внутреннюю
реальность, среди неевреев, которые, впрочем, не отказывали им в новой, хотя и несколько шаткой
безопасности.
Здесь важно добавить, что наш пациент оказался втянутым в этот конфликт родителей с их
предками и соседями в худший из возможных для него периодов времени, ибо проходил в своем
развитии стадию,
характеризуемую возрастной интолерантностью к ограничениям. Я говорю о том
быстром приросте локомоторной энергии, пытливости ума и детской жестокости садистического
свойства, который обычно наблюдается в возрасте 3-4 лет, проявляясь сообразно различиям в обычаях и
темпераментах. Без сомнения, наш пациент был не по годам развит как в этих, так и в других
отношениях. На данной же стадии развития любой ребенок склонен демонстрировать возросшую
нетерпимость к попыткам ограничить свободу его передвижения и возможность постоянно задавать
вопросы. Резкий рост инициативы в поступках и фантазиях делает проходящего эту стадию ребенка
особенно уязвимым в отношении принципа талиона, - и вот он уже неутешительно близок к расплате по
правилу «око за око, зуб за зуб». В таком возрасте маленькому мальчику нравится притворяться
великаном, ибо он боится великанов, поскольку отлично знает, что его ноги слишком малы для
башмаков, которые он носит в своих фантазиях. Кроме этого, раннее развитие всегда предполагает
относительную изоляцию и беспокойную неуравновешенность. Значит, толерантность Сэма к тревогам
и заботам родителей была особенно низкой в то время, когда приезд бабушки добавил латентные
родовые конфликты к социальным и экономическим проблемам дня.
В таком случае, это - наш первый «экземпляр» человеческого кризиса. Но прежде чем
продолжить его анализ, позвольте сказать несколько слов о терапевтической процедуре. Была
предпринята попытка согласовать во времени педиатрическую и психоаналитическую работу. Дозы
успокоительного постепенно снижались по мере того, как психоаналитическое наблюдение стало
различать, а инсайт - укреплять слабые места в эмоциональном пороге ребенка. Специфические для
этих слабых зон стимулы обсуждались не только с ребенком, но и с родителями, чтобы они тоже могли
критически оценить (каждый в отдельности) свою роль в заболевании сына и достичь определенного
Hosted by uCoz