Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 42 
Next page End  

человеку, что он индеец или крокодил, если ему ничего неизвестно о них.
Интимная связь внушения с воображением следует из многих фактов повседневной жизни. И, М. Сеченов
наблюдал человека, у которого появилась “гусиная кожа” при одном только воображении холода, хотя он
находился в теплом помещении. Многие авторы сообщают об изменении частоты сердцебиения у людей,
представляющих себе приятные или неприятные ситуации (И. Р. Тарханов, П. В. Симонов, М. Н. Валуева
и др.). Я наблюдал одного актера, у которого пульс учащался на 20 ударов в минуту, когда тот представлял
себе любимое занятие — купание в холодной воде.
И. А. Гончаров с таким сопереживанием воспринимал героев своих произведений, что они представлялись
ему реальными людьми. “Лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их
разговоров — и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что все это носится в
воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться”, — писал он.
Внушением достигаются и телесные болезненные явления. Старший городской и судебный врач г.
Харькова профессор Э. Ф. Беллин в 1898 году сообщил о таком наблюдении. Тупым пером он начертал на
руке женщины ее имя, внушив, что пишет мушечным коллодием. Сразу же на местах, где прошлось перо,
появились признаки ожога — возвышенные ярко-красные полосы с мелкими сливающимися пузырями, а
через три дня на этих местах видны были мелкие кровоподтеки.
Известный советский психоневролог профессор К. И. Платонов, прикладывая к руке человека холодную
монету, внушал, что она раскалена. На этом месте появлялся ожог с волдырями. Телесные повреждения, к
которым иногда приводят религиозные фантазии, так же связаны с внушением.
В XII столетии в Ассизи обитал основатель католического монашеского ордена францисканцев Джованни
Бернадонне. В церковный праздник страстей христовых он предавался размышлениям о мучениях Христа.
В это время у него появлялись кровоточащие язвы.
Кровоточащие раны в страстную пятницу наблюдались и у других религиозных экстатиков. Так, в XIX
столетии они наблюдались у бельгийской девушки Луизы Лато. Служители церкви преподносили это как
чудо. К городку, в котором жила Луиза, устремлялись верующие. Случай привлек внимание Бельгийской
Академии наук. Была выделена специальная комиссия. Чтобы исключить обман, одну из рук девушки
накануне страстной пятницы тщательно забинтовали и опечатали. Когда в праздник сняли повязку, на руке
обнаружили кровоточащую язву.
В. Лебедев сообщает, что и в наше время кровоточащие язвы появляются у фанатически верующей
баварской крестьянки Терезы Нейман. К ней также стекаются потоки паломников.
Все это связано с самовнушением, с воздействием воображения на организм.
“Раз точный исторический факт, что христианские мученики не только терпеливо переносили, но и с
радостью шли на мучения и умирали с хвалой тому, во имя кого они собой жертвовали, — говорил И. П.
Павлов, — то перед нами яркое доказательство силы самовнушения... Если сила внушения и
самовнушения такова, что даже уничтожение организма может происходить без малейшей
физиологической борьбы со стороны организма, то при доказанной широкой возможности влияния коры
на процессы организма, с физиологической точки зрения легко могут быть поняты произведенные путем
внушения и самовнушения частичные нарушения целости организма при посредстве также теперь
доказанной трофической иннервации”.
Какова же природа упомянутых явлений — воображение или самовнушение? И то и другое. Можно
сказать еще и так: внушение — это чувственное воображение. Ниже мы неоднократно убедимся в
справедливости сформулированного определения.
Внушение может быть привнесено извне другими лицами или идеей, охватившей массы; может оно
возникнуть из собственных побуждений (самовнушение). Человек в состоянии “развить воображение до
появления иллюзий и галлюцинаций... Это и есть самовнушение” (В. М. Бехтерев).
Принципиальной разницы между внушением, привнесенным извне, и самовнушением нет. Их объединяет
воображение. Более того, не может быть стороннего внушения без самовнушения.
Близок к истине был Э. Куэ, когда утверждал, что нет внушения, есть только самовнушение. Внушение со
стороны становится мотивом самовнушения.
Отсутствие демаркационной линии между типами внушений показывает такой случай. Как-то на лекции я
сообщил, что легко внушить невозможность раскрытия пальцев, сжатых в кулак. Специальное внушение
не проводилось. Но каково было удивление аудитории, когда поднялась одна девушка и заявила, что не
может раскрыть кулак. Нельзя этого понять без привлечения самовнушения. Но побуждено оно было
извне — сообщением, услышанным на лекции!
Часто больные, которым проводилась психотерапия, дома с лечебной целью мысленно проигрывают
ситуацию внушения. Случается, некоторые “слышат” при этом голос врача-психотерапевта. Так одна из
моих пациенток через семь месяцев после окончания курса психотерапии по поводу неврастении с
периодическим повышением артериального давления сообщила: “Когда у меня начинает болеть голова, я
сажусь, закрываю глаза и представляю себе обстановку кабинета, ваши слова и даже отчетливо слышу ваш
голос. Тогда головная боль проходит”.
Здесь невозможно отделить внушение со стороны от самовнушения, как и внушение от воображения,
достигающего степени иллюзии (чувственного восприятия).
Теперь, вероятно, никто не станет удивляться, что слово “внушение” утратило свой первоначальный
смысл. Глагол “внушать” происходит от древнеславянского “вън уши” — вносить в уши. Мы уже знаем,
что внушать можно также словом написанным, а самовнушение вообще имеет истоком внутренние
Hosted by uCoz