Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 42 
Next page End  

почему-то начинает страшно болеть левое плечо и руки всегда опускаются, как плети, на колени. Я еле
могу ими шевелить. Некоторое время они так и остаются до конца какими-то чужими и не вполне
слушаются меня... физическая слабость неизбежно охватывает меня и не выпускает до конца”.
Подобные состояния хорошо понимал К. С. Станиславский, когда писал: “Поставить себя на место
изображаемого лица — это значит воспроизвести силой своего воображения всю совокупность условий, в
которых живет, чувствует и действует сценический персонаж... Происходит нечто подобное
гипнотическому внушению”.
Для осуществления внушения необходима готовность к нему — психологическая установка. Учение о
психологической установке разработано грузинской психологической школой во главе с Д. Н. Узнадзе.
Узнадзе пишет, что при “наличии потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает
специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как склонность, как направленность, как
готовность к совершению акта, могущего удовлетворить эту потребность...”.
Установка вообще сплошь и рядом направляет поведение человека. Она диктует характер восприятия даже
вопреки противоречащей ему реальной действительности. Это убедительно демонстрируется
исследованиями иллюзии Шарпантье (названа так по имени автора, впервые наблюдавшего ее).
Испытуемый с завязанными глазами получает в руки два шара одинакового веса, но разного объема (80 и
40 мм в диаметре). Большой шар находится в левой руке, меньший — в правой. Испытуемый должен
сказать, в какой руке находится большой шар. Опыт повторяется 15 раз. Затем следует критический опыт,
в котором испытуемый получает два шара, равных по весу и объему (каждый диаметром 40 мм). Под
воздействием сформировавшейся установки шары равного объема воспринимаются как неравные.
Во внушении психологическая установка сближается с понятием веры. Бернгейм считал, что внушенный
сон — результат веры человека во внушение. В. М. Бехтерев в вере усматривал необходимую подготовку
настроения.
Субъективно психологическая установка может проявляться в эмоции ожидания (ожидание избавления от
недуга с помощью внушения, ожидание погружения во внушаемое состояние и т. д.). Каждый из нас не раз
убеждался: человек часто видит то, что ожидает увидеть, слышит то, что ожидает услышать. Но если в
спокойном состоянии человек склонен к установочным иллюзиям, то что же сказать о тех моментах, когда
он одержим страхом?
Ожидание опасности часто бывает страшнее самой опасности. Приведем цитату из Чарлза Дарвина: “Я
приложил лицо к толстому стеклу клетки змеи в зоологическом саду, с твердым намерением не
шевелиться, если змея бросится к стеклу; но едва только она ударилась в стекло против моего лица, как
вся моя решимость исчезла бесследно, и я отскочил на аршин или два с поразительною быстротою. Моя
воля и разум оказались совершенно бессильны против воображаемой опасности, которой не было на
самом деле”.
Психологическая установка во внушении может сыграть роковую роль. В конце XIX столетия английский
журнал “Ланцет” сообщил о случае смерти от самовнушения. Молодая, физически здоровая женщина,
желая покончить с собой, приняла большое количество порошка от насекомых. Через несколько часов ее
нашли в постели мертвой. Найденный в желудке при вскрытии еще не всосавшийся порошок был
подвергнут химическому анализу, который показал совершенную безвредность его для человека
(приводится по Н, Бернштейн, “Наука и жизнь”, 1965,¹ 2),
Психологическая установка является фактором внушаемости субъекта, его готовности к реализации
внушения. Ей принадлежит организующая роль во внушении. Она ориентирует деятельность человека
соответственно своему содержанию.
Исключительное значение во внушении имеет бессознательное подражание социальной микросреде. Оно
может выразиться в представлениях, эмоциях, ощущениях и действиях. Это и есть так называемая
конформность. Последняя в своих крайних проявлениях характеризуется безынициативностью,
пассивностью, некритичностью.
Это не означает, что внушению подвержены лишь лица с конформным складом характера. В определенной
ситуации все люди в какой-то степени конформны. С помощью подражания у всех нас в детстве
формируется сложное социальное поведение.
Да и у взрослых людей приходится встречаться с многочисленными проявлениями конформного
поведения.
С конформностью в ее наиболее ощутимом проявлении мы встречаемся в моменты паники, охватывающей
огромные массы людей. В. Гюго в романе “Отверженные” с величайшим мастерством изобразил
панический страх, овладевший отступающей наполеоновской армией в сражении при Ватерлоо. “Армия
вдруг дрогнула со всех сторон одновременно... За криками “Измена!” последовало: “Спасайся!”
Разбегающаяся армия подобна оттепели. Все оседает, дает трещину, колеблется, ломается, катится,
рушится, сталкивается, торопится, мчится... Упряжки сталкиваются, орудия мчатся прочь, обозные
выпрягают лошадей из артиллерийских повозок и бегут, фургоны, опрокинутые вверх колесами,
загромождают дорогу и служат причиной новой бойни. Люди давят, теснят друг друга, ступают по живым
и мертвым. Руки разят наугад что и как попало. Несметные толпы наводняют дороги, тропинки, мосты,
равнины, холмы, долины, леса — все запружено обращенной в бегство сорокатысячной массой людей. Нет
уже ни товарищей, ни офицеров, ни генералов, — царит один невообразимый ужас”.
Конформное поведение проявляется в массах, проникнутых общностью настроений и чувств. Когда люди
настроены на одну волну, достаточно появиться искре, чтобы раздулось бешеное пламя. Представления,
Hosted by uCoz