Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 42 
Next page End  

Иванова-Смоленского, ученика И. П. Павлова. В его опыте при применении нескольких сочетаний звонка
с последующим раздражением кожи слабым электрическим током у ребенка вырабатывался условный
защитный рефлекс. Через некоторое время звонок сам по себе вызывал такое же отдергивание руки, как и
воздействие электрическим током. Это и есть условно-рефлекторная реакция на сигнальный раздражитель.
Однако оказалось, что ребенок отдергивал руку не только в ответ на звонок, но и на произносимое
экспериментатором слово “звонок”, то есть словесное обозначение непосредственного условного
раздражителя. Другие слова защитного рефлекса не вызывали.
Человеку присуща более высокая форма отражения действительности по сравнению с животными. У
человека отражение происходит и при посредстве особого рода сигналов — слов, обозначающих
конкретные предметы, явления, действия. Слово — это способ кодирования реальной действительности и
обмена информацией. Речевые сигналы “представляют собой отвлечение от действительности и
допускают обобщение, что составляет наше лишнее, специально человеческое мышление, и, наконец,
науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающей среде и в себе самом”, — говорил И. П.
Павлов. “Слово для человека, — утверждал он, — есть такой же реальный условный раздражитель, как и
все остальные, общие у него с животными, но вместе с тем и такой много объемлющий, как никакие
другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными
раздражителями животных. Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со
всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящими в большие полушария, все их
сигнализирует, все их заменяет и поэтому может вызвать все те действия, реакции организма, которые
обусловливают те раздражения”.
Не знаю, известны ли были итальянскому писателю Джанни Родари идеи И. П. Павлова, когда он писал:
“Слово, случайно запавшее в голову, расширяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных
реакций, извлекая при своем “западении” звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и
мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного и
осложняется тем, что разум не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает
или отвергает, созидает или разрушает”. Слово — орудие общения и высшего абстрактного мышления.
Сила слова — в информации, которую оно несет. Немалое значение имеет также готовность индивидуума
ее воспринять. На сообщение о том, что в музее выставлена редкая картина Пикассо, по-разному
отреагируют ценители живописи и равнодушные к ней люди.
Скажем теперь: человек связан с окружающей средой как непосредственно, так и через речевые сигналы.
Слово не только символ реальной действительности, оно еще инструмент высшего обобщающего
мышления.
Мозговая деятельность, имеющая отношение к непосредственной действительности, к конкретному
образному мышлению, названа И. П. Павловым первой сигнальной системой. Она соотнесена с
окружающим миром сигнализаторами — органами чувств: зрением, слухом, обонянием и др.
Второй сигнальной системой названы механизмы высшего абстрактного мышления, связь которых с
окружающим миром опосредована словом. Такая форма отражения в большей или меньшей степени
удалена от конкретных образов или явлений.
В отражении материального мира обе сигнальные системы содействуют друг другу. Не может быть
мышления, не опирающегося на ощущения и восприятия. А последние диктуются установками, в которых
отражается общественный опыт.
Вторая сигнальная система позволяет человеку в его деятельности использовать не только личный опыт,
но и опыт других людей, в том числе и ушедших поколений.
Сигнальные системы — свидетельство того, что мозговые механизмы человека чрезвычайно сложны. Ими
определяется и наиболее существенное различие между человеком и остальным животным миром.
“Нет тех функций в организме, которые при известных условиях нельзя было бы возбудить, затормозить
или извратить прямым или косвенным внушением. Слово, имея материальные корни, может производить и
материальные изменения в организме” (К. И. Платонов).
Внушение осуществляется с помощью речи. Даже тогда, когда во внушении участвуют физические,
химические или другие факторы, их действие опосредовано словом. Самовнушение также достигается при
посредстве слов, так называемой внутренней речью.
Мы уже знаем, что во внушении создаются условия, при которых сила словесного влияния возрастает.
Hosted by uCoz