Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 42 
Next page End  

самовнушения. Суеверия составляют наиболее распространенную веру в сверхъестественное. Слепая вера
в приметы, наговоры, сглаз, порчу, наваждение приводит в трепет многих. Люди страшатся воображаемой
неудачи, предначертанной числом 13, черной кошки, перешедшей дорогу, и т. п. *•
Суеверия свойственны человеку с незапамятных времен. В Древней Греции считалось плохой приметой,
если кто-нибудь чихнет с левой стороны. По преданию, однажды суеверный человек сказал философу
Диогену: “Я одним ударом размозжу тебе голову”. Философ возразил: “А я, чихнув с левой стороны,
заставлю тебя трепетать”.
В повести Н. В. Гоголя “Старосветские помещики” фанатически суеверная Пульхерия Ивановна сочла
дурной приметой появление, а затем исчезновение белой кошки: “Задумалась старушка: “Это смерть моя
приходила за мною!” — сказала она сама себе; и ничто не могло ее рассеять. Весь день она была скучна...
На другой день она заметно похудела.
“Что это с вами, Пульхерия Ивановна? Уж не больны ли вы?” — “Нет, я не больна, Афанасий Иванович! Я
хочу вам объявить одно особенное происшествие: я знаю, что я этого лета умру — смерть моя уже
приходила за мною”.
Уверенность ее в близкой своей кончине была так сильна, и состояние души ее так было к этому настрое”
но, что действительно через несколько дней она слегла в постелю и не могла уже принимать никакой
пищи... Наконец, после долгого молчания, как будто хотела она что-то сказать, пошевелила губами — и
дыхание ее улетело”.
Не долго после того жил и ее супруг Афанасий Иванович. Он глубоко верил, что если слышишь голос,
называющий вас по имени, то это смерть зовет. “Он весь покорился своему душевному убеждению, что
Пульхерия Ивановна зовет его; он покорился с волею послушного ребенка, кашлял, таял, “как свечка, и,
наконец, угас так, как она”.
Советский этнограф С. А. Токарев рассказывает, что в Австралии некоторые племена насылали порчу,
подбрасывая намеченной жертве орудия колдовства — косточки или палочки. Человек, найдя у себя их,
понимал, что против него совершен губительный обряд, Вера в порчу была так сильна, что охваченная
страхом жертва впадала в апатию и нередко умирала. Смерть могла наступить от инфаркта или инсульта,
возникших в состоянии эмоционального потрясения. Таким исходом еще больше укреплялась вера в
колдовство.
Содержательная сторона внушенной бесоодержимости связана с особенностями народных поверий.
Японцы испытывают суеверный страх перед лисицами, которые якобы могут околдовать людей, приняв
человеческий облик. Они верят в способность лисиц входить в человека через грудь, а чаще через ногтевое
ложе. Лисица, считают они, живет в человеке своей жизнью, независимо от личности одержимого.
Личность раздваивается. Одержимый слышит лисицу и действует от ее имени.
У людей суеверных источником болезненных внушений могут быть сновидения, особенно у верящих в
вещие сны. Некоторые отсталые народности нередко принимают сновидения как реально совершившиеся
события вопреки противоречащей действительности.
Немецкие путешественники и этнографы Пауль Вирц и Ганс Неверман, изучавшие традиции и быт
папуасов маринд-аним, проживающих в западной части острова Новая Гвинея, рассказывают, как к
чиновнику администрации явился папуас с девочкой-подростком на руках и пожаловался, что сосед убил и
съел его дочь. При этом он показал на девочку и сказал:
— Вот она, моя мертвая дочь.
Утверждение, что девочка выглядит живой и здоровой, ке произвело на него никакого впечатления.
— Я сам видел, как он выел у нее внутреннее мясо,— настаивал жалобщик, — и теперь она мертвая.
Он был возмущен, что тут же не схватили и не наказали соседа (П. Вирц и Г. Неверман. Мифы и предания
папуасов маринд-аним. М., 1981).
Велика роль внушения в шаманских обрядах, якобы предназначенных для запугивания и изгнания “злых
духов” из тела больного человека. Одетый в экзотическое платье шаман неистово стучит в бубен, гремит
побрякушками, издает громкие звуки, предается бешеной пляске, доводя себя до предельного экстаза,
переходящего в транс (умопомрачение). Нередко наступают галлюцинации, в которых он, по его
утверждению, “видит и слышит своих покровителей”. Само тунгусское слово “шаман” означает —
возбужденный, исступленный.
Остановлюсь еще на религиозных святынях, привлекающих верующих — паломников —в надежде на
избавление от недугов. Раздутая священнослужителями слава подобной святыни — это главное условие
религиозных исцелений. Чем сильнее вера в них, тем больше выражена психологическая установка,
обеспечивающая готовность к разрешающему внушению.
В “святых” местах все обставлено так, что по мере приближения к ним надежда на исцеление растет и
превращается в уверенность. Вера в исцеление подогревается религиозными обрядами, в избытке
совершаемыми по пути следования к святыне. Однако результат далеко не всегда соответствует
ожиданию.
Эпидемии чумы в Москве в 1771 году сопутствовали следующие события. Был распространен слух о
чудотворной иконе Боголюбской богоматери, хранящейся в Барской башне: она якобы исцеляет от чумы и
предупреждает заболевание ею. Толпы народа потянулись к башне, чтобы приложиться к иконе.
Распространение страшной эпидемии умножилось, ежедневно умирало по 400—500 человек. Архиепископ
Амвросий был вынужден закрыть доступ к “чудотворной иконе”. Доступ закрыли, а вера осталась и даже
укрепилась до такой степени, что стала поводом для “чумного бунта”. Конечно, бунт имел прежде всего
Hosted by uCoz