Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 42 
Next page End  

глубокие социальные причины. Но они не являются предметом нашего рассмотрения.
Обратимся к Лурду, наиболее известной святыне католического мира. Созданная отцами церкви
атмосфера вокруг святыни подстегивает религиозное воодушевление паломников. Само происхождение
лурдской святыни связано с внушенными галлюцинациями.
Случилось это в 1858 году на юге Франции, у подножия Пиренеев, вблизи Масамбельского грота, на
берегу речушки Гав. Слабая здоровьем четырнадцатилетняя девочка Бернадетта Субиру, дочь бедного
мельника из предместья живописного местечка Лурд, с своей сестрой и подругой отправилась собирать
валежник. Отстав от девочек, Бернадетта подняла голову и увидела в углублении скалы пресвятую деву
Марию в белом. Вскоре видение исчезло. В течение пяти месяцев оно повторялось 18 раз. Во время
девятого появления видение указало на чудесный источник, а на шестнадцатом девочка услышала слова:
“Я есмь непорочное зачатие”.
Речь идет, конечно, о внушенных галлюцинациях набожной ослабленной истеричной девочки,
предававшейся фантазиям, в которых она искала выход из своей психофизической неполноценности.
Слух о чудесном явлении распространился по всей Франции и вышел за ее пределы. Служители церкви
объявили видение чудом, а воды реки Гав чудотворными.
Тысячные толпы одержимых страстной верой в чудо, изможденных больных и увечных, взрослых и детей
двинулись к гроту. А там развешано множество оставленных костылей, палок, корсетов, писем к
пресвятой деве Марии. Паломники целуют стены и неистово молятся. Слышны вздохи, стоны, песнопения.
С молитвами и волнующими обетами погружаются в источник, с молитвами и обетами выходят из него.
“Желание исцелиться исцеляло, жажда чуда творит чудеса”, — писал Эмиль Золя в романе “Лурд”.
Героиня романа Мари, страдавшая истерическим самовнушенным параличом, предпринимает
паломничество в Лурд. Поставить ее на ноги может только напряженное сверхсильное волевое усилие.
“Мари грезила вся во власти своей неотвязной мечты, усугубленной страданием. Ее худенькое личико, с
тонкими застывшими в своей неподвижности чертами, казалось только и ждало встряски, которая вызвала
бы пробуждение. Она была, наконец, подготовлена к шоку — к этому чуду, которое должно было
поставить ее на ноги”.
В момент исцеления “глаза больной, еще лишенные всякого выражения, расширились, а болезненное лицо
исказилось, словно от невыносимой боли. Она ничего не говорила и, казалось, была в отчаянии. Но в ту
минуту, как принесли святые дары и она увидела сверкнувшую на солнце дароносицу, ее словно ослепило
молнией. Глаза ее вспыхнули, в них появилась жизнь, и они загорелись, как звезды. Лицо оживилось,
покрылось румянцем, осветилось радостной, здоровой улыбкой. Пьер увидел, как она сразу встала,
выпрямилась в своей коляске и, слегка пошатываясь, заикаясь, произнесла с большой нежностью: “Ах,
мой друг, ... ах, мой друг!”
Репутацией святых, чудодейственных люди наделяли многие и в самом деле целебные источники. Так,
ими считались источники в Ферганской долине вблизи Джалал-Абада целебные воды Ходжа Оби-Гарм на
Памире и многие другие.
Ищущие исцеления идут не только к источникам, но и к другим местам, объявленным святыми. Так, у
буддийцев почитается святым монастырь Потало, расположенный в тибетском городе Лхасе, где
проживает далай-лама, глава всех буддистов-ламанов. Паломники поклоняются изображениям буддийских
богов и святых, мощам, иконам и статуям буддийских угодников.
Случались ли действительно исцеления? Случались. Без этого не было бы паломничества к “святым”
местам, они бы себя быстро дискредитировали. Но надо ли их относить за счет чуда?
Попробуем разобраться в описании исцеления Эдит Пиаф — знаменитой французской певицы,
приведенном ею в автобиографическом очерке “На балу удачи”.
“Я верующая! Моя жизнь началась с чуда. В четыре года я заболела конъюнктивитом и ослепла. Жила
тогда у бабушки в Нормандии. 15 августа 1919 года эта славная женщина отвезла меня в Лизье, где у
алтаря святой Терезии я преклонила колено, молясь своим слабым голоском, чтобы святая вернула мне
зрение. Десять дней спустя, 25 августа, в четыре часа дня после полудня я снова стала зрячей”.
Бесспорно, потеря зрения носила функциональный истерический характер. Будущая певица воспитывалась
у фанатически набожной бабушки. Всем укладом жизни у девочки разогревалось воображение об
исцеляющей силе прославленной иконы. Молитва и преклонение перед ней сыграли разрешающую роль
во внушении.
Это не такой уж редкий случай — с исцеляющим действием внушения при истерической слепоте
встречались многие психотерапевты, были такие примеры и в практике автора этих строк.
Чтобы закончить разговор о Лурде, приведем вывод швейцарского психоневролога Дюбуа, изучившего в
Лурде объемистые фолианты отчетов: “Случаи исцеления там редки. Многие из них относятся к
невропатам, которые могли бы исцелиться так же скоро и хорошо под влиянием иного рода внушения...
Я покинул место поклонения с тяжелым чувством и горьким сознанием, что на заре XX века суеверие еще
так же живо, как в средние века”.
Сейчас, на закате XX века, совершенно ясно: причины освобождения от недуга или чаще облегчения
состояния складываются из воздействия лечебных вод (если они имеются) и страстной (а потому
внушающей) веры в исцеление. Организм откликается на внушение мобилизацией защитных средств:
повышается иммунобиологическая активность, улучшается кровоснабжение пораженных тканей,
активируются компенсаторные способности и т. д.
Почему же люди, порою даже образованные, заболевая, особенно хроническим недугом, обращаются ко
Hosted by uCoz