Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 42 
Next page End  

потопчет его ногой. В Александрии при большом скоплении народа император провел этот сеанс
врачевания. “Тотчас же рука расслабленного стала действовать, а для слепого воссиял день. Те, которые
были при том, и теперь свидетельствуют об этих исцелениях”, — поведал римский писатель того времени
Тацит в своей “Истории”.
Плутарх рассказал, что царь Пирр исцелял больных, погружая их в глубокий сон прикосновением стопы.
Исцеляющую силу приписывали норвежскому королю Олафу II и даже его трупу. Короли Англии и
Франции наделялись способностью одним лишь возложением рук излечивать зоб и другие болезни.
Возложение королевских рук на больных входило даже в ритуал коронации. Во Франции в последний раз
он применялся в церемонии коронации Карла X в 1824 году. Отсюда произошло изречение: “Король к тебе
прикоснется, а бог исцелит”.
В эпоху Возрождения интерес к внушению проявляется с новой силой. Но и тогда оно продолжало быть
овеянным ореолом мистических измышлений; его именовали то “спиритизмом”, то “оккультизмом”.
Развитию научных представлений о внушении в значительной мере препятствовала церковь. Духовенство
оберегало таинство, которым пользовалось в своих целях.
Изучению природы внушения мешало и то, что к тому времени наука еще не накопила знаний о
назначении и работе мозга. Даже такой известный в XVI столетии швейцарский врач и химик, как
Теофраст Бомбаст Парацельс (1490—1541) наделял людей, владеющих техникой внушения, особой,
только им присущей “жизненной силой”, “животным магнетизмом”, который они якобы способны
передавать другим людям. Изначальным источником магнетизма он считал планеты и звезды. Магниты
вытягивают болезнь, уверял Парацельс, в этом он видел их целебную силу. “Я утверждаю ясно и открыто
на основании произведенных мною опытов с магнитом, что в нем скрыта тайна великая, без которой
против множества болезней ничего сделать невозможно”,— провозгласил он.
Мы-то знаем теперь цену опытам, проведенным без надлежащих контрольных проверок. А контролем
должно было быть исследование воздействия немагнитного металла, подносимого под видом магнита.
Тогда было бы легко разграничить, что именно врачует — магнит или внушение, вера в целебное действие
магнита. Парацельс этого не сделал.
Однако он был далеко не чужд понимания той роли, которую играют настрой больного, его вера в успех
лечения. Ему принадлежит следующее высказывание: “Пусть предмет вашей веры будет действительный
или ложный — последствия для вас будут одни и те же. Таким образом, если вера моя в статую святого
Петра будет такая же, как в самого святого Петра, я достигну тех же эффектов, как их достиг бы верой в
самого святого Петра. Все равно истинная эта вера или ложная, она будет чудеса творить всегда”.
Удивительно верные слова! В них ключ к пониманию психологии внушения. Ведь вера — это
непременное условие успеха внушения.
В первой половине XVII столетия умами передовых мыслителей овладело учение выдающегося
французского философа, физика, математика и физиолога Рене Декарта. Он положил начало практической
философии, противопоставив ее господствовавшей тогда философии умозрительной. Ему принадлежит
открытие рефлекса — фундаментального механизма нервной деятельности, хотя в его представлениях с
наших сегодняшних позиций много наивного и попросту неприемлемого.
В современном понимании рефлекс — это ответное действие животного или человека на раздражение,
которое обеспечивается установленным эволюцией ходом возбуждения от периферии в центральную
нервную систему и обратно к периферии (отдергивание руки при соприкосновении с горячим предметом,
выделение пищеварительных соков при употреблении пищи и т. д.).
Декарт относил рефлекторные механизмы только к низшим формам нервной деятельности. Произвольное
поведение он связывал с наличием в теле души, которая побуждает к различным страстям.
Но наряду с этим у него есть и такое, например, утверждение: если в пище, которую едят с аппетитом,
неожиданно встречается какой-нибудь очень грязный предмет, то впечатление, вызванное этим случаем,
может так изменить состояние мозга, что после него нельзя будет смотреть на эту пищу иначе как с
отвращением.
Это подмечено на редкость точно: в такого рода отвращении содержатся элементы внушения — именно
это и предугадал гениальный мыслитель. Однако практическая медицина в те времена еще не приемлет
понятия “внушение”, хотя оно уже стучится в двери.
Во второй половине XVIII столетия сын епископского егеря, воспитанник венского университета Франс
Антон Месмер (1734—1815), обращается, помимо всего, к изучению влияния магнита на организм
человека.
Месмер был разносторонне одаренным, универсально образованным человеком, он изучал философию,
теологию, право и медицину, рано стал доктором философии, а в 32 года защитил диссертацию “О
влиянии планет на человека”, в которой утверждалась зависимость психического и физического состояний
от созвездий, передающих энергию через эфир, пронизывающий Вселенную. “Властью и постановлением
славнейших, сверх славных, высокопочитаемых и знаменитейших профессоров” ему присваивается
степень доктора медицины.
Месмер покровительствует музыкантам. Сам прекрасно играет на гармонике, клавире и виолончели.
Гениальные композиторы Моцарт, Гайдн и Глюк — друзья его дома. На сцене его домашнего театра
звучат первые исполнения их произведений. Месмера почитают как превосходного врача и
обходительного человека.
В 1774 году через Вену проезжал знатный иностранец. Неожиданно у его жены появились рези в животе.
Hosted by uCoz