Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 42 
Next page End  

выраженной эмоцией ожидания избавления от страданий или облегчения состояния. Больной часто
ожидает, если можно так выразиться, психотерапевтического “чуда”. В таком состоянии потребность
становится мотивом поведения.
Психопрофилактическое и психогигиеническое направления связали медицинские интересы к внушению с
интересами, которые в последние десятилетия проявляют к нему в различных сферах человеческой
деятельности: педагогика, спорт, физический и умственный труд. Широкие возможности внушения в
управлении психоэмоциональным и физическим состоянием возбудили интерес к нему в отраслях,
которые нуждаются в высокой творческой активности, в надежности действий человека.
Необходимость в этом остро ощущается и всеми нами, поскольку наши дни знаменуются повышенными
скоростями, дефицитом времени, большим потоком информации, расширяющимся кругом трудовой
деятельности в экстремальных условиях. Внушение теперь все шире используется как способ достижения
гармонии в системе “человек — объект его деятельности”.
Внушение хорошо зарекомендовало себя в педагогике. Особенно успешно применяется оно для
сокращения сроков обучения иностранным языкам. Предложены способы обучения в обычном, во
внушенном сне (гипнопедия) и внушением в бодрствовании.
Представьте себе класс, в котором ученики 13—15 лет спят внушенным сном. Учителя это нисколько не
смущает. Напротив, он уверяет, что спящие дети лучше усваивают материал, становятся организованней, а
отстававшие в учебе за несколько месяцев догоняют своих более прилежных сверстников. Это уже не
фантастика, а действительность. Так проводились уроки в Сент-Венсенском колледже в итальянском
городе Бергамо под руководством доктора Марио Беллини.
В обучение во сне немалый вклад внесли советские ученые (А. М. Свядош, Л. А. Близниченко, В. П.
Зухарь и др.). Проводятся исследования, которые показывают, что гипнопедия позволяет ускорить сроки
подготовки радиотелеграфистов. Большое значение в гипнопедии придают психологической установке и
внушению.
Выдающихся успехов в применении внушения в обучении иностранным языкам достиг болгарский
ученый Г. Лозанов, директор Софийского института суггестологии. Он сочетает внушение в
бодрствовании с игровым поведением, возбуждающим положительные эмоции. Создаются условия,
обостряющие память. Много внимания уделяется убеждению, что психические возможности человека,
емкость его памяти намного шире, чем это внушалось людям из поколения в поколение.
В Болгарии таким способом обучаются сотни детей. За четыре месяца первоклассники без домашних
заданий усваивают материал двух учебных лет. При этом ребята оказались здоровее, крепче,
жизнерадостнее, чем их сверстники, обучающиеся традиционными методами.
Мне довелось быть на занятиях кружка французского языка которые проводились в Харькове Лозановым
и его сотрудником. Я употребил привычное слово “занятия”, хотя оно здесь не к месту. Правильнее
назвать это игрой или импровизированным спектаклем, актерами которого были участники группы. Всех
нарекли французскими именами. Никакого напряжения, настроение у всех приподнятое, шутят, острят,
слушают пластинки с французскими песнями, общаются, применяя запомнившиеся французские слова и
фразы, исполняют роли в тут же придуманных маленьких спектаклях.
Руководитель игры как бы невзначай вводит новые слова и предложения. Участники подхватывают их и
сразу включают в обиход. За 10 занятий накопился лексический багаж, позволявший элементарно
общаться.
Внушение оправдало себя в профилактике переутомления учащихся, в сохранении эмоциональной
устойчивости, повышении психической и физической выносливости во время экзаменов, зачетов и т. п.
Интересны наблюдения советского исследователя В. Л. Райкова, который внушением активировал
возможности человека в живописи. Вот одно из таких наблюдений. В. Л. Райков в гипнозе внушает
девушке, что она Репин. Довольно быстро девушка создает контуры портрета. Он оказался совершеннее,
чем написанный ею без внушения. Девушку спрашивают;
— Кто вы?
— Я? Илья Репин.
Дело происходило в 1966 году. На вопросы, связанные с действительным временем, испытуемая отвечать
отказалась, утверждая, что она существует в начале века. Это длилось до тех пор, пока внушением же она
не была возвращена к действительности.
Хорошо зарекомендовало себя внушение в спорте. Оно оптимизирует психическое, эмоциональное и
физическое состояние спортсмена, повышает волевые усилия и устраняет преходящие невротические
реакции, связанные с переутомлением или эмоциональным напряжением перед ответственными
соревнованиями. Внушением снимаются невротические проявления “стартовой лихорадки”, которые
снижают результативность даже у выдающихся спортсменов, мобилизуются скрытые резервные
возможности организма в нужное время.
В преходящих невротических состояниях нередко фиксируются обстоятельства случайных неудач —
возникает тревога, что в подобной ситуации неудача повторится. В такой фиксации участвует
самовнушение. Избавиться от этого поможет внушение удачи, успеха.
Высокоавтоматизированные промышленные предприятия требуют от операторов эмоциональной
устойчивости, волевых усилий, умения выделять полезную информацию и принимать оптимальные
решения в условиях дефицита времени. Все более видное место в повышении надежности человека в
системах “человек — машина”, “человек— окружающая среда” начинает занимать внушение, главным
Hosted by uCoz