Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 426 
Next page End  

особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и (или) психическими
недостатками, разрабатывающая методы их лечения и социально-трудовой адаптации. Использует
данные психоневрологичеких и психологических исследований.
Дефектсиндром органический [Wieck Н.Н., 1961]. Понятие, аналогичное органическому
психосиндрому E. Bleuler. Определяется наличием необратимого дефекта психических функций, в
первую очередь деменций, и характерологическими личностными изменениями.
Дефектсиндром терминальный экстрапирамидный [Haddenbrock S., 1964]. Вариант синдрома
нейролептического. Наблюдается при длительном применении нейролептиков. Обусловлен
нарушением дофаминергических рецепторов. Экстрапирамидные гиперкинезы не проходят при отмене
препарата. Иногда они впервые обнаруживаются при уменьшении дозировок. Характерны
хореиформные гиперкинезы — высовывание языка, жевательные или чавкающие движения, гримасы,
кивательные судороги, раскачивание верхней части туловища, ритмические движения таза, атетоидные
судороги пальцев рук. Движения больных стереотипно повторяются.
Дефицитарный тип формирования личности [Ковалев В.В., 1976]. Вариант патологического
формирования личности у детей с различными физическими дефектами (недостаточность зрения, слуха,
порок сердца и т.д.). Ведущими в психогенезе являются реакция личности на осознание дефекта и
явления социальной депривации, то есть изоляции от общества сверстников на фоне патологически
измененной почвы — резидуальной органической патологии головного мозга, нарушений физического
и полового созревания, сенсорных дефектов. Наиболее част тормозимый вариант личности с
преобладанием астенических и псевдоаутистических
черт характера, реже встречаются истероидный и
ипохондрический варианты.
Джеймса—Ланге периферическая теория эмоций [James W., 1884; Lange С., 1885].
Психофизиологическая теория, связывающая появление эмоций с периферическими изменениями,
возникающими сугубо рефлекторно, без непосредственной реакции высших центров на внешние
впечатления. Эмоция рассматривается как результат осознания периферических органических
изменений — висцеральных, сосудистых, мышечных. Д.—Л.п.т.э. была, по сути своей, умозрительной,
она не выдержала проверки экспериментальными исследованиями, однако правильно показала
значение в генезе эмоций периферических изменений, вегетативных и висцеральных реакций; кроме
того, она стимулировала возникновение ряда других нейрофизиологических теорий эмоций.
Джекобсона метод прогрессирующей мышечной релаксации [Jacobson E., 1928].
Психотерапевтический метод, основанный на произвольном расслаблении поперечнополосатых мышц
в состоянии покоя. Релаксация достигается специальными гимнастическими упражнениями, чем этот
метод и отличается от метода аутогенной тренировки Шульца, при котором релаксация является
результатом самовнушения и основой для последующего самовнушения.
Джексона зрительные галлюцинации [Jackson J.H.,
1876]. Отмечаются при эпилептической
ауре или ее эквиваленте в форме сумеречных состояний.
Джексона методика семейных отношений [Jackson L.,
1952]. Проективная личностная
методика, предназначенная для исследования детей в возрасте от 5 до 12 лет. Обследуемому
последовательно предъявляют 8 картинок, на которых представлены несложные семейные ситуации.
Анализируются интерпретации ребенком этих картинок. При этом выявляются особенности восприятия
обследуемым интерперсональных взаимоотношений в семье.
Джексона Теория [Jackson J.H., 1864]. Концепция локализации функции в нервной системе
соответственно уровням — «низшему» (спинальному или стволовому), «среднему», определяющемуся
деятельностью двигательных или сенсорных отделов коры большого мозга, и «высшему» (лобные
отделы головного мозга).
Анатомо-физиологические уровни и соответствующие им функции ЦНС рассматриваются в
связи с процессом эволюции. При заболеваниях нервной системы происходит распад ее интегративной
деятельности — диссолюция. В результате этого психическая функция возвращается на более низкий
уровень развития. В симптоматике, возникающей вследствие поражения головного мозга, различаются
симптомы негативные (симптомы выпадения) и позитивные, обусловленные высвобождением низших
отделов головного мозга из-под контроля высших. Д.т. сыграла важную роль в развитии представлений
о динамической локализации функций в головном мозге, хотя отдельные ее положения, например об
Hosted by uCoz