Navigation bar
  Print document Start Previous page
 172 of 426 
Next page End  

факторов. Например, группа симптомов, объединяемых понятием симптомокомплекса, синдрома; 2. В
психологии памяти — группа тесно связанных воспоминаний [Muller G.E.]; 3. Синоним понятия
«чувственно окрашенный комплекс представлений» [Ziehen Th.] 4. В психоанализе: группа
ассоциированных эмоционально значимых идей и импульсов, подавляемых или вытесняемых
сознанием, так как они находятся в конфликте с Эго и (или) Супер-Эго. Понятие впервые введено S.
Freud и E. Breuer [1895] в работе об истерии, затем разрабатывалось как в ортодоксальном психоанализе,
так и, особенно, в школе C. Jung.
К. Антигоны проявляется в неосознаваемом сексуальном влечении девочки к отцу. Согласно
древнегреческой мифологии, осознавший все свои преступления и ослепивший себя Эдип был изгнан
фиванцами на чужбину и, будучи слепым и дряхлым, погиб бы, не выдержав невзгод, если бы не
любовь его дочери Антигоны, добровольно отправившейся в изгнание с отцом. Рассматривается как
причина некоторых форм неврозов и перверсий.
К. Гризельды
— проявляется в желании отца сохранить дочь для себя и в обусловленном этим
отказе всем претендентам на ее руку. Такого рода инцестное влечение отца к дочери рассматривается
как поздняя форма комплекса Эдипа, сменяющая влечение мужчины к собственной матери. Гризельда
— героиня Д.
Боккаччо («Декамерон»), являющаяся олицетворением женской добродетели и
бесконечного долготерпения.
К. деда присущ мужчинам и заключается в мечтаниях быть собственным дедом. Связывается с
замечаемым человеком обстоятельством, что его родители, старея, становятся все меньше. Отсюда —
желание стать над отцом. Интерпретируется различно: указывается на зависимость между К.д. и
геронтофилией; по E. Jones связан с инцестными желаниями.
К. Дианы
— возникает в развитии либидо у девочек, будто бы характеризует регрессивное
желание женщин быть мужчиной. Обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка якобы воспринимает
это как наказание за что-то, и у нее возникает зависть к мальчику. Рассматривается как причина
невротических состояний и некоторых видов перверсий.
Диана (древнеримское имя древнегреческой богини Артемиды) — богиня-охотница, которой,
согласно некоторым мифологическим представлениям, были присущи мужские увлечения и отсутствие
интереса к противоположному полу.
К. Йокасты [De Sansurre R., 1920] заключается в патологическом влечении матери к сыну.
Основой послужил образ Йокасты, героини древнегреческой мифологии, полюбившей своего сына
Эдипа. См. К. Эдипа.
К. Каина
— основан на зависти брата к брату. Каин, по Библии, старший сын Адама и Евы,
убивший своего брата Авеля из зависти. К.К. рассматривается как результат обделенности одного из
детей,
в
отличие от других, родительской любовью. Интерпретируется психоаналитиками как причина
возникновения неврозов.
К. кастрационный [Freud S., 1908] связывается с детскими кастрационными фантазиями.
Мальчик испытывает страх, что отец в наказание за сексуальную активность отрежет ему пенис.
Девочка замечает у себя отсутствие пениса и мечтает восстановить его. Фантазии эти возникают с
открытием ребенком различия полов и тесно связаны с К. Эдипа.
К. Медеи. Характеризуется стремлением матери убить собственных детей, чтобы отомстить
мужу. Медея, согласно древнегреческой мифологии колхидская царевна, помогла Ясону и аргонавтам
овладеть золотым руном. Страшась мести отца, она бежала с Ясоном в Грецию, но Ясон обманул ее и
взял в жены другую. Не ограничившись отравлением соперницы, Медея убила и своих детей от Ясона.
К. неполноценности — К. превосходства. Два сопряженных альтернативных понятия Адлера
индивидуальной психологии (см.). Оба они являются устойчивыми и неадекватными способами
преодоления якобы свойственного каждому человеку чувства неполноценности. При К.н., присущем
больным неврозами, субъект уходит от необходимости преодоления жизненных трудностей и стремится
избежать самих переживаний чувства неполноценности. При этом у больного доминируют мысли о
своей ничтожности, несостоятельности, которые не скрываются им от окружающих. К.п. определяется
иной, но также неадекватной позицией больного, который также уходит от решения сложных для него
проблем, но при этом демонстрирует свою исключительность в других областях деятельности. При этом
подчеркивается «никчемность» игнорируемых невротиками проблем. Это механизм своеобразной
Hosted by uCoz