Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 426 
Next page End  

Отечественными психотерапевтами подчеркивается диагностическая ценность процесса такой игры, а
также возможность терапевтической переработки душевного конфликта у ребенка [Рожнов В.Е.,
Драпкин В.З., 1974].
Л¸венфельд мозаичный тест [Lowenfeld М., 1930]. Направлен на изучение интеллектуального
развития и отдельных личностных свойств детей, начиная с трехлетнего возраста. Представлен набором
из 456 фигурок пяти геометрических форм и шести цветов. Задание не ограничивается во времени.
Применяется только для индивидуальных исследований. Используется в сочетании с Роршаха тестом и
Векслера шкалой интеллекта для исследований детей-невротиков и при диагностике отставания в
умственном развитии.
Л¸венфельд—Хенненберга синдром [Lowenfeld, Hennenberg, 1902]. Разновидность каталепсии.
Характерно внезапное падение мышечного тонуса, сон. Сознание не нарушается, амнезия
перенесенного отсутствует.
Либидо (лат. libido
желание, влечение) [Moll А., 1897]. Стремление к половой близости в
различных ее формах. Термин широко использовался в классическом психоанализе и трактовался как
фактор, обусловливающий все развитие человеческой психики и проходящего сложную эволюцию. В
развитии Л. S. Freud и его последователи выделяли такие фазы (стадии) психосексуального развития как
анальную, оральную, фаллическую, нарцистическую, зрелой сексуальности. Такого рода смена фаз
инфантильной сексуальности лишена научных оснований и проистекает из представлений древнего
идонизма, рассматривавшего стремление к удовольствию как основное побуждение к жизни [Бассин
Ф.Б., Ярошевский М.Г., 1989]. Психоаналитическая концепция Л. отражала позицию фрейдовского
пансексуализма и в дальнейшем подвергалась ревизии со стороны A. Adler и C. Jung. Видный
неофрейдист К. Horney [1939] пришла к полному отрицанию всей теории либидо. Г.С. Васильченко
[1977], рассматривая либидо в системном аспекте, выделяет в нем энергетический (нейрогуморальный)
компонент, проявляющийся как общий
фон и воспринимаемый как состояние психофизиологического
комфорта, и половую доминанту, которая обусловливает специфически-эротическую окраску Л.,
переключает внимание на сексуальный объект. Половая доминанта является корковым, условно-
рефлекторным, компонентом Л. и неразрывно связана с нейрогуморальным компонентом.
Либиха методы коллективной психотерапии [Либих С.С., 1967]. 1. Патогенетическая
коллективная психотерапия, включающая изучение личностных особенностей больных и перестройку
неправильно сформированных отношений личности с дальнейшей тренировкой и закреплением
социально ценных отношений. 2. Симптоматическая коллективная психотерапия, седативная,
активирующая, отвлекающая, при которой решаются более узкие задачи, не затрагивающие всей
личности в целом.
Лиганды (лат. ligo
связываю). Специфические эндогенные вещества, возбуждающие
определенные типы клеточных мозговых рецепторов — адренергических, дофаминергических,
холинергических, серотонинергических, бензодиазепиновых, пептидергических и др.
Ликворрея (лат. liquor
спинно-мозговая жидкость, греч. rhoia
течение, истечение).
Истечение ликвора из ушей, носа. Признак перелома основания черепа и повреждения твердой
мозговой оболочки. Л. может наблюдаться не сразу после черепно-мозговой травмы, а через несколько
дней, недель.
Ликорексия (греч. lykos волк, orexis голод). Болезненное влечение к еде, проявляющееся в
поедании огромных количеств пищи, часто не совместимых пищевых продуктов, в несоответственных
сочетаниях. Этим отличается от ситомании, при которой чрезмерная еда заключается в слишком частых
приемах пищи.
Син.: волчий аппетит, волчий голод, булимия.
Линдемана синдром [Lindeman E., 1949]. Патологическое, враждебное отношение к обществу,
которое в ряде случаев становится причиной гоми- и суицидальных действий. Наблюдается при
дезадаптации у психопатических личностей, в рамках паранойяльных состояний и параноических
развитии (персекуторная паранойя), при шизофрении, в ее процессуальной стадии.
Син.: гипередизм.
Линдсли—Вольпе—Айзенка бихевиоральная психотерапия [Lindsley O.R., 1954; Volpe J., 1958;
Eysenck H.J., 1959]. Психотерапевтический метод, основанный на концепции бихевиоризма и
Hosted by uCoz