Navigation bar
  Print document Start Previous page
 310 of 426 
Next page End  

Очевидно, об окончании Р.п. в тех редких случаях, когда она не перерастает в развитие, можно судить
лишь ретроспективно.
Р. патохарактерологические [Ковал¸в В.В., 1973]. Реактивные состояния у детей и подростков,
преимущественно проявляющиеся нарушениями поведения, приводящие к социально-психологической
дезадаптации и нередко сопровождающиеся невротическими, соматовегетативными расстройствами.
Принимают затяжное течение, длятся недели, месяцы и даже годы. Часто приводят к психопатическим
развитиям и патохарактерологическим формированиям личности.
Р. примитивные.
Р., обусловленные гипобулическими, по E. Kretschmer [1922], механизмами.
Включают Р. бегства, паники, мнимой смерти и др., в том числе и эксплозивную — импульсивные
реакции паники, крики, аффективный ступор.
Р. примитивная бредовая.
Проявляется в бредовой трактовке происходящего вокруг. Связана в
своем генезе с аффектом страха. События окружающей действительности интерпретируются бредовым
образом в плане переживаний, обусловленных психогенными переживаниями, например, страх ареста
приводит к появлению психогенных бредовых идей отношения, преследования (мнимая слежка).
Р. протеста
[Ковал¸в В.В., 1979]. Формы преходящих расстройств поведения у детей и
подростков. Могут быть характерологическими и патохарактеролсгическими.
Первые проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, иногда — агрессивного,
поведения. Наблюдаются в психогенно-травматической ситуации, имеют четкую направленность,
отличаются непродолжительностью. Чаще наблюдаются у эмоционально возбудимых детей.
Вторые отличаются большей интенсивностью проявлений, обязательно агрессивным, вплоть до
жестокости, поведением, выраженным вегетативным компонентом. Склонны к повторению и
фиксации, нарушенное поведением при этом приобретает привычный характер.
Возможны Р. пассивного протеста — элективный мутизм, уходы, суицидальное поведение.
Син.: Р. оппозиции.
Р. ситуационная [Homburger A.]. P., сохраняющаяся, пока длится неблагоприятная ситуация.
Р. психическая личностная.
Вид психогенной Р., в формировании симптоматики которой
значительную роль играют преморбидные особенности личности, например, Р. истерическая у
истероидной личности.
Р. сутяжная. См. Р. параноические.
Р. тимопсихическая
[Bleuler E.]. Примитивная Р., протекающая со страхом, депрессией,
реактивными характерологическими изменениями.
Р. увлечения [Личко А.Е., 1973]. Личностные реакции преимущественно подросткового периода.
Характеризуются чрезмерно выраженными увлечениями (азартные игры, спорт, самодеятельность и
др.), которые приводят к нарушениям поведения и социальной дезадаптации — запускается учеба,
устанавливаются контакты с асоциальными лицами, проявляется делинквентное поведение. Нередко
протекает на уровне сверхценных образований.
Син.: хобби-реакции.
Р. фиксированная. Р.,
принимающая протрагированное течение, несмотря на завершение
неблагоприятной ситуации, исчезновение психической травмы. При этом возникают сверхценные идеи
и нередко наблюдается патологическое (параноическое) развитие личности.
Р. характерологические
[Ковал¸в В.В., 1973]. Непатологические нарушения поведения у детей,
проявляющиеся только в определенной ситуации, не приводящие к дезадаптации в разных сферах
личностных отношений и не сопровождающиеся соматовегетативными нарушениями.
Р. шизоидного типа
[Фрумкин Я.П., 1928]. Остро и реактивно возникающие изменения
личности по шизоидному типу, характерологическая реакция типа «шизоидизации» личности.
Реактивно обусловленный характерологический сдвиг проявляется в усилении присущих больному
конституционально-личностных особенностей.
Син.: острое шизоидное состояние.
Ср.: Ганнушкина эиилептоидный тип реакции.
Р. шизофренные, шизофренические.
Обобщающее понятие, охватывающее ряд
непроцессуальных, реактивно возникающих и протекающих с шизоформной симптоматикой, состояний:
1. Шизофренный тип реакции [Popper Е., 1920]. Соматогенно и психогенно обусловленные
Hosted by uCoz