Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 229 
Next page End  

Итак, что же такое «большая социальная группа»? Исходя из общих
принципов понимания группы, мы не можем, конечно, дать чисто
количественное определение этого понятия. В приведенной выше схеме было
показано, что «большие» в количественном отношении образования людей
разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно
кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика,
аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы,
сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие
определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного
типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К
этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы,
различные этнические группы (как их главную разновидность — нации),
профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в
качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины,
пожилые люди и т.д.). В данной главе рассматриваются принципы исследования
групп именно этого типа, что представляет особый интерес, так как эти группы
имеют наибольшее значение для понимания психологических характеристик
исторического процесса.
Для всех выделенных таким образом больших социальных групп
характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых
групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального
поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их
существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с
которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой
воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в
единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со
специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как
образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм
общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках
определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности,
потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных
больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических
групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп
«язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный
профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.
Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя
абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием:
нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и
молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе
различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные»
характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим
содержанием.
Теперь можно ответить на методологический вопрос: какова структура
психологии больших социальных групп? При ответе на него необходимо
обратиться к некоторым принципиальным положениям социологической
теории.
Посредствующим звеном между экономическим развитием и историей
культуры в широком смысле этого слова являются обусловленные социально-
экономическим развитием изменения в психологии людей. Эти изменения
очевидны прежде всего не как индивидуальные изменения в установках,
Hosted by uCoz