Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 229 
Next page End  

посредством каких механизмов классовая психология воплощается в
психологическом облике членов класса.
Естественно, какой бы путь ни был выбран для анализа, необходимо при
всех условиях возвратиться к структуре психологии группы и посмотреть на
специфику каждого элемента, представленного в психологии класса. Наиболее
полно исследована эмоциональная динамическая сфера классовой психологии.
Одним из самых значимых элементов в данном случае являются
классовые потребности. Поскольку классовое положение определяет объем и
состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса
располагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей,
относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них.
Проблема потребностей человека достаточно хорошо разработана в общей
психологии: в общем виде ясно, что классовое положение индивида задает
определенным образом иерархию его «деятельностей», что определяет и
структуру его потребностей. Но этого общего положения недостаточно, коль
скоро в анализ включаются более конкретные и сложные факторы, такие,
например, как реальная жизненная ситуация различных слоев одного и того же
класса. Так, общие условия труда и быта рабочего класса определяют в целом
структуру его потребностей, а положение отдельных слоев — ее варианты.
Важным элементом эмоциональной сферы классовой психологии
являются интересы. Природа интересов гораздо лучше исследована в
социологии, чем в социальной психологии. Вместе с тем ряд проблем требует
социально-психологического анализа. Конкретное содержание классовых
интересов также задается всей системой отношений, в которую данный класс
включен в определенном типе общества. Психологически важно выяснить, как
классовый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с
общечеловеческими интересами и как это детерминирует поведение и
деятельность каждого отдельного индивида. Интерес формируется как интерес
всей группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он —
член многих социальных групп: во-первых, внутри самого класса есть много
подгрупп, различающихся по уровню квалификации, по сферам занятости и т.д.; во-
вторых, каждый представитель класса может в то же самое время быть членом
какой-либо группы в сфере образования (например, в школе или вузе), где он
непосредственно взаимодействует с членами другого класса. Возникает
переплетение различных интересов, каждый из которых определен
принадлежностью к значимой социальной группе. Как в этой системе интересов
индивида обозначаются наиболее устойчивые интересы, и, напротив, при каких
обстоятельствах менее коренные интересы начинают играть доминирующую роль
— имеет принципиальное значение (Социальная психология классов, 1985. С. 10).
Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так
называемые «социальные чувства», определенные характеристики
эмоциональных состояний, свойственных группе. Понятие «социальное
чувство» не является общепризнанным в литературе; в известной степени оно
спорно и уязвимо, поэтому использовать его можно лишь как описательное
определение некоторого состояния эмоциональной сферы группы.
Неопределенность термина не умаляет значения самой проблемы, она лишь
свидетельствует о том, что в социальной психологии нет сложившейся
традиции исследовать эту область при помощи научного понятийного аппарата, ей
приходится заимствовать терминологию из других традиций, например из
Hosted by uCoz