Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 229 
Next page End  

традиции гуманистической литературы, философии и истории, где само
существование некоторых социальных «чувств» и «эмоций» давно установлено и
описано. Так, в исторических исследованиях, посвященных рабочему классу в
периоды его революционных выступлений, неоднократно было констатировано
преобладание оптимистического настроя, вызванного революционным
подъемом; в эпоху буржуазных революций, когда класс буржуазии выступал в
качестве революционной силы, доминирующим типом социальных чувств и
внутри этого класса были чувства энтузиазма, уверенности в привлекательности
политических программ, оптимистического восприятия исторических перемен.
В некоторых классификациях компонентов классовой психологии
вводятся еще и другие элементы, которые находятся в определенном отношении к
описанным ранее. Так, в динамическую часть классовой психологии, кроме
потребностей, включают иногда такие элементы, как «набор социальных ролей» и
осознание его, а также «социальную ориентацию личности» (систему ее
ценностных ориентации, норм поведения и осознания целей
жизнедеятельности). Перечень этот не является слишком строгим.
Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее наиболее
устойчивых компонентов, вопрос представляется значительно менее
разработанным. В самом деле, важнейшим из таких компонентов является
«психический склад», но на операциональном уровне этот компонент
относительно лучше раскрыт лишь для одного вида больших групп — для
наций. Что же касается классов, то «психический склад» здесь обычно
описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в
определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно
реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная
группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Из традиций других
научных дисциплин — истории, философии, культурологии — можно
почерпнуть большой материал относительно проявлений различных черт
социального характера, свойственных тому или иному классу, особенно в
поворотные эпохи исторического развития, но в собственно социально-
психологической литературе проблема эта занимает весьма скромное место.
Термин «социальный характер» широко представлен в трудах
неофрейдистского направления, в частности в работах Э. Фромма. Для него
социальный характер — это связующее звено между психикой индивида и
социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у
Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различными
историческими типами самоотчуждения человека — с человеком эпохи раннего
капитализма («накопительский тип»), эпохи 20-х гг. XX века («рыночный тип»,
связанный с обществом «тотального отчуждения») и т.п. (Фромм, 1993).
Социальный характер определяется описательно как то, что проявляется в
типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных
ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от
представителей других классов. Эти описания не являются достаточно строгими и
дальнейшая их конкретизация, очевидно, зависит не только от новых фактов,
полученных в исследованиях, но и от общетеоретической разработки проблемы
характера вообще, в том числе в общей психологии. При этом могут быть
использованы описания, содержащиеся в социологической литературе. Так же
история культуры, гражданская история, литература полны описаниями
конкретных проявлений психического облика классов, их социального
характера (достаточно вспомнить произведения Бальзака,
Hosted by uCoz