Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 229 
Next page End  

социальной психологии. Этот источник служит средством не только
дополнения, но и проверки информации, поступившей из официальной
пропаганды (Шерковин, 1975. С. 286). Образовавшийся таким образом сплав
суждений и утверждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль
побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной
интерпретации информации, происходит групповое стимулирование
действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая
получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности.
Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.
Таким образом, отсутствие длительного контакта между людьми в таких
ситуациях не снимает вопроса о том, что общение и здесь крайне важно и
значимо для жизнедеятельности людей, так же как и специфические средства их
воздействия друг на друга. К сожалению, в связи с переходом социальной
психологии к активному развертыванию экспериментальных исследований,
перенесению акцента на малую группу интерес к этим способам воздействия на
большом отрезке истории науки оказался утраченным. Лишь в последнее время эти
проблемы вновь стали привлекать к себе внимание.
Очевидно, в действительности вопрос заключается не в том, что
проблемы устарели, а в том, что новый уровень развития науки предполагает
новые методы для исследования этих старых проблем. Что же касается самого
явления — существования таких специфических общностей людей, как толпа,
масса, публика или аудитория большого массового зрелища, то вряд ли его
можно отрицать так же, как и наличие в этих условиях специфических форм
общения и воздействия. Напротив, усложнение форм общественной жизни,
развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства,
массовых форм проведения свободного времени, средств массовой информации
заставляют с особым вниманием отнестись к изучению и данного типа общения.
Главный отличительный признак его в том, что здесь возникает стихийная
передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность
действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.
Естественно, что и воздействие здесь приобретает специфику по сравнению с тем,
которое имеет место в группе, связанной общей деятельностью.
Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в стихийных
группах, то они достаточно традиционны.
Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия,
определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи
с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и
т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах
человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки
различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев,
спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно
определить как бессознательную невольную подверженность индивида
определенньм психическим состояниям. Она проявляется не через более или
менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а
через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического
настроя» (Парыгин, 1971. С. 10). Поскольку это эмоциональное состояние возникает
в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных
воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает
организованного преднамеренного
Hosted by uCoz