Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 229 
Next page End  

теории, объясняющие причины присоединения индивида к социальному
движению.
Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает
потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно
лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого
относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении
своего положения (или положения своей группы) с положением других.
Критика справедливо отмечает упрощение проблемы в этой теории или, как
минимум, абсолютизацию фактора, который в действительности может иметь
место. Другая теория — мобилизиция ресурсов — делает акцент на более
«психологические» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что
человек руководствуется потребностью в большей степени
идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым
почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае также можно
сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-
видимому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет
своих исследований.
Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и
меньшинства в любом массовом, в том числе социальном движении. Эта
проблема является одной из центральных в концепции С. Московией
(Московией, 1984). Учитывая неоднородность социальных движений,
объединение в них представителей разных социальных групп, а также
специфические формы действий (высокий эмоциональный накал, наличие
разноречивой информации), можно предположить, что во всяком социальном
движении актуальна проблема выделения «несогласных», более радикальных,
решительных и т.д. Иными словами, в движении легко обозначается
меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. Следовательно,
необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства, перспективы для
торжества и его точки зрения.
В концепции С. Московией предлагаются характеристики условий, при
которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении. Главное из них
— последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение
последовательности в двух «сечениях»: в синхронии (единодушие участников в
каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения
членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий
переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком
движении) могут быть успешными. Необходима проработка также и самого стиля
переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность,
готовность к продвижению по пути поиска продуктивного решения.
Третья проблема, возникающая в социальном движении, — это проблема
лидера или лидеров. Понятно, что лидер такого специфического типа массового
поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен
наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и
чисто внешне импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера
социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Как
правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере
обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют и
удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости
изменения избранной тактики и стратегии действий (Яницкий, 1991).
Hosted by uCoz