Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 229 
Next page End  

возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной
системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может
создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе
возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то
общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две
структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не
внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в
волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих
к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких
неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов,
отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер,
возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты
формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные,
позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности
очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы,
особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках
формальных.
Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту
дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и
неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных
отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.
В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение
определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было
сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более
радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для
развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие
исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого
разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не
существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная
группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.
Несмотря на некоторую нечеткость терминологии, обнаружение самого
наличия двух структур в малых группах имело очень большое значение. Оно было
уже подчеркнуто в исследованиях Мэйо, и из них впоследствии были сделаны
выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность
использовать неформальную структуру отношений в интересах организации. В
настоящее время имеется большое количество экспериментальных
исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения
формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность,
продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса
об управлении и руководстве группой.
Таким образом, и вторая из традиционно сложившихся классификаций
малых групп не может считаться строгой, хотя построенная на ее основе
классификация структур является полезной для развития представлений о
природе групп.
Третья классификация разводит так называемые группы членства и
референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит
открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена
было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это
были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в
этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие
Hosted by uCoz