Navigation bar
  Print document Start Previous page
 164 of 229 
Next page End  

исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и
реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе
развития группы.
Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях
развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по
значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах
развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков
совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как
бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы
можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует
участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший
групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи
для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы
разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность
проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят
непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно
новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это —
критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в
лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений,
складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.
Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой
эффективности, а именно, значительно расширить их перечень — наряду с
продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет
теперь, например, и о таком критерии, как «сверхнормативная активность»
(стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх
необходимого задания) (Немов, 1984). Что же касается традиционных
критериев, то и здесь следует сделать определенные уточнения: в частности,
нужно учитывать обе фазы, присутствующие во всякой трудовой деятельности, как
подготовительную, так и инструментальную. Акцент большинства
исследований на инструментальной фазе не учитывает того обстоятельства, что на
определенном уровне развития группы особое значение приобретает именно первая
фаза — здесь наиболее ясно могут проявиться новые качества группы в их
влиянии на каждого отдельного члена группы, Так же как и другие проблемы,
связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности
должна быть связана с идеей развития группы.
Литература
Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, Л., 1985.
Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в
спортивном коллективе, М., 1985.
Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.
Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной
деятельности коллектива. М., 1984.
Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической
концепции групповой активности. Вопросы психологии, 1973, ¹ 5.
Руководство и лидерство. Л., 1973.
Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования. М., 1977.
Hosted by uCoz