Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 229 
Next page End  

атмосферу, которая наилучшим образом соответствует развитию личностей,
входящих в него.
Красной нитью во всех рассуждениях у А.С. Макаренко проходит мысль о
том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть
обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся
организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих
образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в
обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю
систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть
реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и
общества.
Сегодня можно считать, что большинство исследователей согласны в
определении основных признаков коллектива. Если отвлечься от некоторого
разнообразия терминологии, то можно выделить те характеристики, которые
называются различными авторами как обязательные признаки коллектива.
Прежде всего это объединение людей во имя достижения определенной,
социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться
сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей). Во-
вторых, это наличие добровольного характера объединения, причем под
добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а
такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними
обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно
построенных ими отношений на базе общей деятельности. Существенным
признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что
коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей
организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и
управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму
взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития
личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива. В
отечественной социальной психологии существует несколько «моделей»
развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении.
Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода, как это уже
отмечалось, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В.
Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979). Она представляет группу
как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется
определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между
членами группы. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные
контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или
неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером
совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются
отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей
групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития
группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами
коллектив.
Последующая разработка как теоретических представлений, так и
экспериментальной практики позволила более четко выявить главную идею всей
концепции, а именно положение о том, что «деятельностное опосредование
выступает как системообразующий признак коллектива» (Петровский, 1979. С.
206).
Hosted by uCoz