Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 229 
Next page End  

Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-
психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так,
американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем
социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах
древности. Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения,
родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все
эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него
разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии — это не
только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового
времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как
видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как
идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были
неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто»
социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой
стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл
приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах
философского знания изучена достаточно подробно (см.: Ярошевский, 1976).
Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания.
Гораздо продуктивнее рассмотреть подробно вторую часть вопроса, а именно период
непосредственного выделения социальной психологии в самостоятельную
дисциплину. Для этого нужно сконцентрировать внимание на трех моментах: на
«запросах» по решению социально-психологических проблем, которые возникают в
различных смежных науках, на процессах подготовки к вычленению социально-
психологической проблематики внутри двух основных «родительских» дисциплин:
психологии и социологии, наконец, на характеристике первых форм
самостоятельного социально-психологического знания.
Период, о котором идет речь, относится к середине XIX в. К этому времени
можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе
имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни.
Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована
теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного
развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что
вызвало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового
общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с
различными компонентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии
своими средствами решить эти проблемы. Точно так же к этому времени были
накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии,
которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной
психологии. Английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной
культуре, американский этнограф и археолог Л. Морган исследует быт индейцев,
французский социолог и этнограф Леви-Брюль изучает особенности мышления
первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось принимать в расчет
психологические характеристики определенных этнических групп, связь продуктов
культуры с традициями и ритуалами и т.д. Успехи, а вместе с тем и затруднения
характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических
общественных отношений породило новые формы противоправного поведения, и
объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере
социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения.
Такая картина позволила американскому социальному психологу Т.
Шибутани сделать вывод о том, что социальная психология стала независимой
отчасти потому, что специалисты различных областей знания не в состоянии были
Hosted by uCoz