Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 229 
Next page End  

решить некоторые свои проблемы (Шибутани, 1961). Несмотря на шуточный
характер этого утверждения, в нем в общем точно подмечена потребность выделения
какого-то нового класса проблем, которые не подведомственны никакой из ранее
существовавших дисциплин. Еще более определенно эта потребность проявила себя в
развитии тех двух наук, которые считаются непосредственными «родителями»
социальной психологии: психологии и социологии.
Психология в середине XIX в. в интересующем нас плане характеризовалась тем,
что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее
частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих
концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и
т.д. Особый толчок в этом отношении дало развитие психиатрической практики, в
частности использование гипноза как специфической формы внушения. Был вскрыт
факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих
воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подошло к проблеме,
относящейся к компетенции социальной психологии. В основном же русле того, что
сегодня называется общей психологией, господствовали идеи ассоцианизма,
недостаточность которого постепенно начинает становиться очевидной, что и порождает
попытки его преодоления. Яркой фигурой в этом течении является немецкий психолог
Г. Гербарт. Стремясь перейти от описательной психологии к объяснительной (что
было продиктовано нуждами педагогической практики), Гербарт считает исходным
феноменом психологии представление («первичное единство души»), с точки зрении
которого можно построить объяснительные модели. Это было попыткой осознать
новые формы детерминации психических явлений, но попытка оказалась
непродуктивной. Поэтому программа перестройки психологии, включающая в себя поиск
новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только складывалась, в
целом же тяга к социально-психологическим проблемам в психологии оставалась пока
не слишком значительной, по крайней мере в русле основных теоретических концепций.
Первоначально прообраз будущей социальной психологии зарождается на
боковых путях развития психологии, а не на магистральной линии развития
(Ярошевский, 1976).
По-иному складывался интерес к социально-психологическому знанию в
области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в
середине XIX в. (ее родоначальником считается французский философ-позитивист
Огюст Конт). Почти с самого начала своего существования социология стала строить
попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из
других областей знания (Очерки по истории теоретической социологии XIX — нач. XX
вв., 1994). Исторически первой формой такого редукционизма для социологии оказался
биологический редукционизм, особенно ярко проявившийся в органической школе (Г.
Спенсер и др.). Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к
законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни
социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция казалась
более выигрышной: создавалась видимость, что в отличие от биологического
редукционизма здесь действительно учитывается специфика общественной жизни.
Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении
отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного
явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может
служить концепция французского социолога Г. Тарда. С его точки зрения, элементарный
социальный факт заключен не в пределах одного мозга, что есть предмет
интрацеребральной психологии, а в соприкосновении нескольких умов, что должно
изучаться интерментальной психологией. Общая
Hosted by uCoz