Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 229 
Next page End  

общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию:
ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.
Возникает своеобразный «межгрупповой контекст», который есть
разновидность социального контекста. Перспектива исследований психологии
межгрупповых отношений должна включить в себя два сечения: отношения
между группами «по горизонтали», т.е. между группами, не связанными
отношениями подчинения, а существующими как бы «рядом» (школьный класс со
школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация
с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о
больших группах, и т.д.). Вариант этого сечения — взаимоотношения разных, но
не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д. Второе сечение
— отношения между группами «по вертикали», т.е. в системе некоторой их
иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т.п. Этот второй случай логично
позволит включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно
новый раздел социальной психологии — психологию организации (рис. 15).
Рис. 15. Два направления исследований психологии межгрупповых
отношений
Реализация такой перспективы будет важным фактором «достраивания»
социальной психологии, поскольку расширит в значительной мере сферу ее
практического применения, включит ее в более широкий круг социальных
проблем. В условиях современного этапа развития нашего общества это —
важная социальная функция науки, способствующая стабилизации
общественных отношений.
Литература
Агеев B.C. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. —
Межличностное восприятие в группе. 1981.
Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические
проблемы. М., 1990.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в
современной французской психологии. М., 1987.
Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //
Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
Раздел   IV
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава   15
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Личность как предмет исследования в социологии и психологии.
Весь ход предшествующих рассуждений приводит нас к необходимости
рассмотреть теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с
проблемой личности. Однако прежде чем начать анализ этих проблем,
необходимо уточнить тот «разрез», который является специфическим для
социальной психологии. (Проблема личности в социальной психологии, 1979.)
Уже в многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной
психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно
того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. При
характеристике основных позиций в дискуссии о предмете социальной
психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно
под задачей социальной психологии исследование именно личности (Платонов,
Hosted by uCoz