Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 229 
Next page End  

(Столин, 1984). Самый главный факт, который подчеркивается при изучении
самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой
перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве
некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь
внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных
элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в
ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным
приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона
деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким,
интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне
деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная
«коррекция» представления о себе в сравнении с представлением,
складывающимся в глазах других. «Самосознание, не основанное на реальной
деятельности, исключающее ее как «внешнюю», неизбежно заходит в тупик,
становится «пустым» понятием» (Кон, 1967. С. 78).
Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как
единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом,
создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он
действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую
микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим
освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет
другой формы освоения действительности, кроме ее активного
преобразования. Это общее принципиальное положение означает
необходимость выявления того конкретного «сплава», который возникает на
каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением
социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только
определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых
осуществляется этот процесс.
Стадии процесса социализации. Вопрос о стадиях процесса
социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979).
Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе
фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в
этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для
развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно
жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа
социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с
периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в
неортодоксальных психоаналитических работах временнбе рамки процесса
социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же
теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие
социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на
фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на
изучении социализации именно в период юности. Таким образом,
«распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности
можно считать общепринятым.
Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она
касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то
самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть
содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается
утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий
Hosted by uCoz