Navigation bar
  Print document Start Previous page
 200 of 229 
Next page End  

типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преимущественно
была включена в группы высокого уровня развития или нет? Имеет ли значение для
личности тип конфликтов, с которыми она сталкивалась? Какое воздействие на
личность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким
уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной
активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно
выраженным деятельностным опосредованием межличностных отношений, с
богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях
совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим
параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества
экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что
не умаляет его значения.
Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие
общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но
сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к
следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что
общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и
ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность
приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают
своеобразными трансляторами социального опыта, получили название
институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации
опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в
обществе.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в
период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных
обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась
традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в
семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые
социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт
маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип
поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на
формирование у ребенка «образа-Я» (Берне, 1986). Роль семьи как института
социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и
культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может
претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах
(увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции
отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же
остается весьма значимой (Кон, 1989. С. 26).
Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не
получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому
служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где
функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно
со становлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого
решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения
либо о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной
психологии, либо о создании такой самостоятельной области исследований можно
встретить все чаще. Я.Л. Коломинский, например, употребляет понятие
«возрастная социальная психология» и активно отстаивает право на существование
такой области психологической науки (Коломинский, 1972). Так или иначе, но
до сих пор детские дошкольные учреждения
Hosted by uCoz