Navigation bar
  Print document Start Previous page
 214 of 229 
Next page End  

Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной
психологии. Тбилиси, 1974.
Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., 1972.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.,
1979.
Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки //
Психологические исследования. М., 1966.
Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-
психологического исследования // Психологические проблемы социальной
регуляции поведения. М.. 1976.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения
личности //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Глава   18
ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ
Фокус    проблемы    личности    в    социальной    психологии.    Две
рассмотренные проблемы личности социализация и социальная установка —
раскрывают как бы две стороны существования личности в социальном
контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация. Теперь
необходимо интегрировать эти две стороны и проанализировать реальное
поведение личности в системе связей с другими людьми, принадлежащими
прежде всего к той же самой группе. Без этого социально-психологический
подход к изучению личности окажется незавершенным, ибо фокус этого
подхода — рассмотрение личности в условиях совместной деятельности и
общения. Такой подход не претендует на исчерпывающее исследование
личности, она остается предметом изучения и в общей психологии, где в
последние годы наметились новые линии анализа, в том числе фиксирующие и
социально-психологический аспект. Так, В.А. Петровский выделяет три
возможных аспекта исследования личности, когда личность рассматривается: 1) как
свойство, погруженное в пространство индивидуальной жизни субъекта; 2) как
свойство, существующее в пространстве межиндивидуальных связей; 3) как
свойство, находящееся за пределами интериндивидного пространства (т.е. как
«погружение» в другого, «вклад» в другого, как «персонализация») (Петровский
В.А., 1992). Легко видеть, что второй аспект точно совпадает с тем фокусом
интереса, который выделен в социальной психологии. (Что же касается третьего
аспекта, то и внутри него, очевидно, возможна дальнейшая, более детальная
социально-психологическая проработка.) Сохраняется свой аспект изучения
личности и в социологии, где проблема идентичности решается в ключе, весьма
близком к социально-психологическому (Ядов, 1994).
Для социальной психологии важно понять личность как
взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в
процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не
являются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда
личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Роль
именно реальной, конкретной группы очень велика: социальные
детерминанты более высокого порядка (общество, культура) как бы
преломляются через ту непосредственную «инстанцию» социального, каковой
выступает группа. Тезис о том, что «общим объективным основанием свойств
личности является система общественных отношений» (Ломов, 1984. С. 300),
Hosted by uCoz