Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 229 
Next page End  

идет о массовых процессах. Эта новая проблема — построение выборки. Условия
решения этой задачи сходны с условиями решения ее в социологии.
Естественно, что и в социальной психологии применяются те же самые нормы
построения выборки, как они описаны в статистике и как они употребляются всюду.
Исследователю в области социальной психологии в принципе даны, например, такие
виды выборки, как случайная, типичная (или стратифицированная), выборка по квоте и
пр.
Но в каком случае применить тот или другой вид — это вопрос всегда
творческий: нужно или нет в каждом отдельном случае делить предварительно
генеральную совокупность на классы, а лишь затем производить из них случайную
выборку, эту задачу каждый раз приходится решать заново применительно к данному
исследованию, к данному объекту, к данным характеристикам генеральной
совокупности. Само выделение классов (типов) внутри генеральной совокупности
строго диктуется содержательным описанием объекта исследования: когда речь идет о
поведении и деятельности масс людей, очень важно точно определить, по каким
параметрам здесь могут быть выделены типы поведения.
Самой сложной проблемой, однако, оказывается проблема
репрезентативности, возникающая в специфической форме и в социально-
психологическом эксперименте. Но, прежде чем освещать ее, необходимо дать
общую характеристику тех методов, которые применяются в социально-
психологических исследованиях.
Общая характеристика методов социально-психологического
исследования. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы:
методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической
области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия» и
будут рассмотрены в главе о практических приложениях социальной психологии. Здесь
же анализируются методы исследования, в которых в свою очередь различаются
методы сбора информации и методы ее обработки. Существует и много других
классификаций методов социально-психологического исследования. Например,
различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы
моделирования, 3) управленческо-воспитательные методы (Свенцицкий, 1977. С. 8). При
этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет речь и в настоящей главе. Что
же касается второй и третьей групп методов, обозначенных в приведенной
классификации, то они не обладают какой-либо особой спецификой именно в
социальной психологии (что признают, по крайней мере относительно моделирования, и
сами авторы классификации). Методы обработки данных часто просто не выделяются в
специальный блок, поскольку большинство из них также не являются специфичными
для социально-психологического исследования, а используют некоторые
общенаучные приемы. С этим можно согласиться, но тем не менее для полного
представления о всем методическом вооружении социальной психологии следует
упомянуть о существовании этой второй группы методов.
Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение
документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью),
различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический
тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Вряд ли
целесообразно в общем курсе, да еще и в его начале подробно характеризовать
каждый из этих методов. Логичнее указать случаи их применения при изложении
отдельных содержательных проблем социальной психологии, тогда такое изложение
будет значительно понятнее. Сейчас необходимо дать лишь самую общую
характеристику каждого метода и, главное, обозначить те моменты, где в
применении их встречаются определенные затруднения. В большинстве случаев эти
методы идентичны тем, что применяются в социологии (Ядов, 1995).
Hosted by uCoz