Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 229 
Next page End  

Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967.
Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1973.
Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования //
Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
Методологические проблемы социальной психологии. 1975.
Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об
обществе. М., 1958.
Платонов К.К. О системе психологии. М., 1974.
Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете
принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы
социальной психологии. М., 1977.
Глава  5
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
(коммуникативная сторона общения)
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду
тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой
различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами,
установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам
процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь
процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и
делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход
нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются
некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации,
которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о
том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление
потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение
понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно
существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с
точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как
информация передается, в то время как в условиях человеческого общения
информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений
теории информации при описании коммуникативной стороны общения,
необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом
процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации
между двумя людьми.
Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление
информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой
потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя
устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из
которых является активным субъектом: взаимное информирование их
Hosted by uCoz