Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 229 
Next page End  

коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и
невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.
Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы
человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических
знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь
является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при
передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания
ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла
выше.
При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование
информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в
процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и
«слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических
компонентов вербальной коммуникации (Зимняя, 1991).
Последовательность действий говорящего и слушающего исследована
достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения
схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична. Это
можно пояснить на схеме (рис. 4).
Рис. 4. Передача и восприятие сообщения
Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу
кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет
определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для
«слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с
декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение
ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс
декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.
Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать
очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена
«коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и
«слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим
высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.
Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора»
представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе
которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление,
которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Это хорошо
видно на рис. 5.
Рис. 5. Схема диалога
Мера известной согласованности действий коммуникатора и реципиента в
ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их
включенности в общий контекст деятельности. Существует много
экспериментальных исследований, в ходе которых выявлялась эта зависимость (в
частности, исследований, посвященных установлению уровня оперирования
совместными значениями употребляемых знаков). Успешность вербальной
коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры
Hosted by uCoz