Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 229 
Next page End  

обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее
двусторонний характер.
Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой
системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о
сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога
важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности,
обладающие определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог
представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия
партнеров» (Кучинский, 1988. С. 43). Именно это предопределяет
необходимость
внимания
к
собеседнику,
согласованность,
скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено
важнейшее условие успешности вербальной коммуникации — понимания
смысла того, что говорит другой, в конечном счете — понимания, познания
другой личности (Бахтин, 1979). Это означает, что посредством речи не просто
«движется информация», но участники коммуникации особым способом
воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е.
стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две
разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает
обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая
ориентация (СРО) (Леонтьев, 1975. С. 118), что отражает не столько различие
адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание
коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может
носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему
какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию
в нем и им самим каких-то новых возможностей.
В социальной психологии существует большое количество
экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения
эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы
различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так,
выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному
влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное
снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, такое же —
умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли в силу
специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или
логики построения текста. Соответственно всякий оратор должен обладать
умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так
же подтвердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материала
и т.д. (Крижанская, Третьяков, 1992). Особое значение имеет, конечно, и факт
соответствия характера высказывания ситуации общения (Берн, 1988), мера и
степень формального (ритуального) характера общения и др. показатели.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение
эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей
коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая
экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. Для учета
всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом
предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой
своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его
отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено
несколько) в том, чтобы при повышении эффективности
Hosted by uCoz