Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 229 
Next page End  

воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на
простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г.
Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой
информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по
Лассуэллу, включает пять элементов.
1)
Кто? (передает сообщение)        — Коммуникатор
2) Что? (передается) — Сообщение (текст)
3) Как? (осуществляется передача)
— Канал
4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
5) С каким эффектом?         — Эффективность
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много
разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики
коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в
частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса.
Таких позиций может быть три: открытая — коммуникатор открыто объявляет
себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в
подтверждение этой точки зрения; отстраненная — коммуникатор держится
подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не
исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая —
коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к
специальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из
этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в
коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из
названных позиций обладает определенными возможностями для повышения
эффекта воздействия (Богомолова, 1991).
Точно так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия
текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-
анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных
частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.
Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для XIX в.
взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автоматически
изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клаппера), что
никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности наиболее
важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок
аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований
относительно роли установок аудитории в восприятии информации.
Легко видеть, что каждое из обозначенных здесь направлений
исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане
повышения эффективности средств массовой информации.
Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при
познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она
и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь
этот процесс включен в более сложное явление — общение, поэтому важно и в
этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в
том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на
друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только
знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и
мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем
знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя
речь и является универсальным средством
Hosted by uCoz