Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 229 
Next page End  

информацией, который необходим людям для организации совместной
деятельности.
Литература
Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения //
Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Берн 3. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.,
1988.
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,
1991.
Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и
методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. М., 1992.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.,
1991.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990.
Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988.
Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования //
Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Глава  6
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(интерактивная сторона общения)
Место взаимодействия в структуре общения. Интерактивная сторона
общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех
компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с
непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование
проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию.
Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между
общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем
самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов
просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как
коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие
рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение
формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о
связанном, но все же самостоятельном существовании общения как
коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений
порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие
«общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если
придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е.
полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность
межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в
узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую
интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая — по
сравнению с коммуникативной — сторона общения. Какая «другая» — на этот
вопрос еще надо ответить.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой
совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой
деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание
Hosted by uCoz