Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 229 
Next page End  

Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-
психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М.,
1977.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.:
Просвещение, 1980.
Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете
принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы
социальной психологии. М., 1977.
Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Пер. с польск. М., 1969.
Глава  7
ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ
ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
(перцептивная сторона общения)
Понятие социальной перцептии. Как уже было установлено, в процессе
общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого
процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или
как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не
только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.
Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как
воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия
одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и
условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Прежде чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой
стороны общения, необходимо уточнить употребляемые здесь термины. Весьма
часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это
понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная
перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так
называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной
перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов.
Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию
несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия
так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие
люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом
употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе.
Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области
социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном
объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема (рис. 9). Она
включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта
восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может
воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого
индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3);
«чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные
общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае
получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими
специфическими особенностями.
Hosted by uCoz