Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 229 
Next page End  

педагогическое значение. Точно так же ряд проблем социальной психологии
продолжал разрабатываться в рамках философии, в частности проблемы
общественной психологии классов и групп. Здесь становление марксистской
традиции в социально-психологическом знании осуществлялось с меньшими
трудностями, поскольку философия в целом была рассмотрена как составная часть
марксизма. Особо следует сказать и о том, как развивалась социально-
психологическая мысль в рамках психологической науки. Важнейшую роль здесь
сыграли исследования Л.С. Выготского. Можно выделить два круга вопросов в
работах Выготского, которые имеют непосредственное отношение к развитию
социальной психологии.
С одной стороны, это учение Выготского о высших психических функциях,
которое в значительной степени решало задачу выявления социальной детерминации
психики (т.е., выражаясь языком дискуссии 20-х гг., «делало всю психологию
социальной»). Доказав, что высшие психические функции (произвольное
запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое действие) нельзя
понять как непосредственные функции мозга, Л.С. Выготский пришел к выводу, что для
понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать
корни их в общественных условиях жизни. Усвоение общественного опыта изменяет не
только содержание психической жизни, но и создает новые формы психических
процессов, которые принимают вид высших психических функций, отличающих
человека от животных. Таким образом, конкретные формы общественно-исторической
деятельности становятся решающими для научного понимания формирования
психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые
свойства, включаясь в систему общественно-исторических отношений. Начав с идеи об
историческом происхождении высших психических функций, Выготский развил далее
мысль о культурно-исторической детерминации самого процесса развития всех
психических процессов. Две известные гипотезы Выготского (об опосредованном
характере психических функций человека и о происхождении внутренних психических
процессов их деятельности, первоначально «интерпсихической») (Выготский, 1983. С.
145) позволяли сделать вывод, что главный механизм развития психики — это
механизм усвоения социально-исторических форм деятельности. Такая трактовка
проблем общей психологии давала солидную основу для решения собственно
социально-психологических проблем.
С другой стороны, в работах Л.С. Выготского решались и в более
непосредственной форме социально-психологические вопросы, в частности
высказывалось специфическое понимание предмета социальной психологии. Оно
исходило из критики того понимания, которое было свойственно В. Вундту,
развивавшему концепцию «психологии народов». Социальная психология, или
«психология народов», как ее понимал Вундт, рассматривала в качестве своего
предмета язык, мифы, обычаи, искусство, религию, которые Выготский назвал
«сгустками идеологии», «кристаллами» (Выготский, 1987. С. 16). По его мнению,
задача психолога заключается не в том, чтобы изучать эти «кристаллы», а в том,
чтобы изучить сам «раствор». Но «раствор» нельзя изучить так, как предлагает
Бехтерев, т.е. вывести коллективную психику из индивидуальной. Выготский не
соглашается с той точкой зрения, что дело социальной психологии — изучение
психики собирательной личности. Психика отдельного лица тоже социальна,
поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле
социальная психология отличается от коллективной психологии: «предмет
социальной психологии — психика отдельного человека, а коллективной — личная
психология в условиях коллективного проявления (например, войска, церкви)»
(Выготский, 1987. С. 20).
Hosted by uCoz