Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 229 
Next page End  

по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а
«хорошим» — хорошие.
Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяется
внимание и идее контрастных представлений, когда «плохому» человеку
приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по
контрасту как носителя самых положительных черт. Все подобного рода
экспериментальные исследования поставили чрезвычайно важный вопрос более
общего плана
— вопрос о роли установки в процессе восприятия человека
человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого
впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А.
Бодалева (Бодалев, 1982). Двум группам студентов была показана фотография
одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что
человек на предъявленной фотографии является закоренелым
преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный
ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный
портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены
соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза
свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости
«идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же
глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся
подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос о роли
характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия:
какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они
проявляются и т.д. Другой ряд экспериментальных исследований посвящен
характеристикам объекта восприятии. Как выясняется, от них также в
значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции.
Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том
числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими
людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко
(«он — скрытный», «он — себе на уме» и т.д.). Однако эти соображения здравого
смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а
значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.
Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного
восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований,
которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при
восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»:
эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или
явление, стереотипизации.
Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании
специфической установки на воспринимаемого через направленное
приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то
человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на
тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее
существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные
черты и проявления объекта восприятия.
Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о
человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным
оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее
Hosted by uCoz