Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 142 
Next page End  

рамках рыночной экономической организации, так и в рамках контрактной системы (они имеют дело с
товарами как экономической формой продукта труда, услуги).
Подводя итог сказанному, мы вправе утверждать, что имеется возможность дробления хозяйственной
деятельности фирмы на экономические единицы, за каждой из которой стоит конкретный
потребитель как внутри фирмы, так и за ее пределами.
Именно такой подход и дает возможность определить новую для нашего анализа категорию, которой
является бизнес-процесс.
Итак, бизнес-процесс - это набор операций, которые, вместе взятые, образуют результат, имеющий
ценность для потребителя
. Кстати, самый простой пример бизнес-процесса, который приводят М.
Хаммер и Дж. Чампи в своей работе, это разработка нового продукта. 
Здесь, как мы видим, нет внешних по отношению к фирме потребителей данной деятельности.
Потребитель разработки нового продукта - это производственное подразделение компании, которое
будет его создавать, маркетинговое подразделение фирмы, которое будет доводить до конечного
потребителя этот новый продукт, сам менеджмент компании, который, разрабатывая стратегию, не
может не принимать в расчет создание новых продуктов и т. д.
Таким образом, все конечные потребители этой деятельности являются частями внутрифирменной
иерархии (фирмы). На данной методологической базе может быть построена и другая (принципиально
иная) структура фирмы. 
В этом случае компания предстанет перед нами не в виде бюрократической организации, построенной
на основах технологических единиц, как в производительной, так и в функциональной сферах
деятельности фирмы, а в виде совокупности бизнес-процессов, соотношение между которыми внутри
компании не подчиняется принципам бюрократической внутрифирменной иерархии.
Уточним теперь определение бизнес-процесса. Это - совокупность различных видов деятельности, в
рамках которой “на входе” используется один вид ресурса или более, а “на выходе” в результате этой
деятельности создается продукт, представляющий ценность для потребителя
. То есть бизнес-процесс
сам по себе уже предполагает необходимость соотнесения результата и затрат, становясь в силу этого
именно экономической единицей организации.
Выделение в рамках фирмы бизнес-процессов базируется на определенных требованиях к таким
экономическим единицам организации: 1) их можно идентифицировать и провести соответствующие
границы: что относится к бизнес-процессу, а что не относится, 2) у этой деятельности (совокупности
операций) должен быть конечный потребитель либо внутри компании, либо за ее пределами, 3) границы
бизнес-процесса не определяются технологическими или функциональными принципами, в их основе
запрос потребителя-клиента, 4) важнейшими фигурами в определении границ бизнес-процессов
являются не инженеры и технологи, а менеджеры и экономисты.
Структура фирмы, построенной на принципах выделения бизнес-процессов, не является вертикальной
иерархией. Это, скорее всего, либо более горизонтальная структура, либо сетевая структура. Поэтому
процесс увязывания различных бизнес-процессов в единую организацию - это процесс координации,
согласования взаимных интересов, а не административного подчинения.
Следует заметить, что вопросы, связанные с бизнес-процессами (определение границ, принципы
выделения, требования к бизнес-процессам, их координация и др.) специально и подробно будут
рассмотрены в связи с реинженирингом бизнес-процессов (см. 8.1, 8.1.3, 8.1.4). 
Здесь же мы позволим себе привести лишь примеры бизнес- процессов.
Выше нами уже в качестве такового был представлен процесс разработки нового продукта. Дополним
возможный перечень бизнес-процессов. Ими могут быть и разработка стратегии, и, например, оплата
счетов компании, и выдача кредита, и изучение рынка, и материально-техническое снабжение, и
планирование, и поддержка клиентов, и выполнение заказов, и многое другое.
Вряд ли стоит утверждать, что имеются “типовые” виды бизнес-процессов. Все это, на самом деле,
индивидуализировано для каждой компании. На выделение бизнес-процессов в конкретной компании
(фирме) оказывают влияние и объективные факторы (производственные мощности, производимые
продукты, освоенный рыночный сегмент, утвержденная стратегия и прочие факторы внутренней и
внешней среды организации), и субъективные (пристрастия менеджеров к рискованным или
малорискованным решениям, представления менеджеров о деятельности фирмы, ее стратегии,
идеологии и т. д.). 
Конструирование (выделение) бизнес-процессов становится новым и самостоятельным видом
менеджерской деятельности, где правила, если они и действуют, касаются наиболее общих моментов и
подходов. Эта деятельность выводит менеджерскую работу за узкие рамки рационального (по сути,
Hosted by uCoz