Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 142 
Next page End  

Несколько слов о каждом из видов нерыночных отношений в рамках рыночных систем.
Отношения субподряда. Это тип экономической организации, когда между крупной компанией и
мелким капиталом устанавливаются отношения несимметричной взаимозависимости за счет
преимущественно долгосрочных договорных отношений. Участники данных отношений, пусть даже и
юридических, как правило, неравноправны (у одной из сторон реально отсутствует полный суверенитет
над собственной деятельностью). Субподрядчику обычно доверяется производство полупродукта,
связанного с одной или несколькими стадиями (не самыми главными) общей технологической цепочки.
Именно это и делает данный тип экономической организации самостоятельным, отличным от
контрактной системы, где участники соглашения равноправны.
Франчайзинг. Данная форма экономической организации представляет собой соглашение между
крупной и мелкой компаниями, предоставляющее право последней заниматься той деятельностью,
которая является основной для компании, дающей на это разрешение, или использовать ее торговую
марку. Здесь также отсутствует признак равноправности участников соглашения, так как результатом
франчайзингового соглашения является потеря части самостоятельности одной из компаний, ведущая к
отношениям несимметричной взаимозависимости. В России, пожалуй, наиболее успешно используется
франчайзинг компанией “1С”, занимающейся распространением бухгалтерских компьютерных
программ. 
Возможны и иные виды несимметричных отношений между крупными и мелкими компаниями,
сопровождающиеся заключением соглашений или без них (на основе джентльменских соглашений).
Например, способы включения мелких и средних компаний в единый технологический процесс
крупной компании, не сопровождаемые заключением соглашений субподрядного типа. В этом случае
мелкие компании, оставаясь юридически самостоятельными, фактически становятся колесиками
единого большого механизма, вне которого они просто не могут существовать. Данные предприятия не
производят товар в политэкономическом смысле, так как он не вступает в непосредственные отношения
обмена или купли-продажи (их место занимает неэквивалентный обмен деятельностью).
Отношения между материнскими и дочерними компаниями, головными компаниями и филиалами
чрезвычайно сложны и многогранны. В их основе не только отношения собственности на средства
производства, как может показаться на первый взгляд, но и отношения, базирующиеся на известном
“треугольнике силы”: собственность - контроль - управление. Данные отношения также не являются
симметричными для их участников. Здесь могут возникнуть различные виды зависимостей и связей, как
опосредованных юридическими соглашениями, так и без них, или какие-то другие комбинированные
формы (рыночно-нерыночные).
Для всех упомянутых здесь конкретных форм экономической организации общее -
несимметричные
отношения, или отношения неравноправия между участниками. Именно это и дает возможность
более сильной стороне применять нерыночные и вообще внеэкономические формы связей
(экономических организаций, отношений).
Перечисленным выше видам “промежуточных” состояний противостоят в качестве нерыночных
(неэкономических) отношения между подразделениями компании в рамках внутрифирменной иерархии.
В конце концов, мы вправе утверждать, что существуют, по крайней мере, три чистых типа
экономической организации и немалое количество видов нерыночных отношений в рамках рыночных
систем, которые могут быть выбраны любым экономическим субъектом добровольно или навязаны
более сильным участником сделки (трансакции). Это: 1) рыночные отношения (экономические, купли-
продажи), 2) контрактная система (экономические отношения принимают форму равноправных
юридических соглашений), 3) нерыночные отношения, внутрифирменная иерархия (фактически это
неэкономические (административные) отношения), 4) большое количество неравных, несимметричных
отношений между крупными и мелкими компаниями (нерыночные отношения в рамках рыночных
систем).
Теперь настало время подробно остановиться на нерыночной модели. Для ее анализа используем тот же
подход, который был нами с успехом опробован на рыночной модели экономической организации.
Здесь рыночные характеристики принимают форму своей полной противоположности. Их тоже пять: 1)
отсутствие свободы у экономических субъектов, 2) отсутствие свободы выбора вида деятельности, 3)
ликвидация рыночной (свободной) цены, 4) отсутствие конкуренции (полная монополия), 5) иная (не
прибыль) основная цель деятельности экономического субъекта.
Проверим, насколько все эти черты нерынка соответствуют внутрифирменной иерархии, т. е. фирме как
таковой.
Hosted by uCoz