Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 142 
Next page End  

Отсутствие свободы у экономических субъектов. Если речь идет о фирме - это структурные
подразделения, которые, строго говоря, не являются экономическими субъектами. Соответственно,
невозможно говорить и о какой-то их свободе.
Отсутствие свободы выбора деятельности. Данное положение столь же легко доказуемо, как и
первое. Структурные подразделения не могут иметь такой свободы. В противном случае фирма не
сможет существовать как целостный механизм с единством воли и действий в достижении
поставленных целей.
Ликвидация свободной (рыночной) цены. В рамках фирмы отсутствует движение товаров в
политэкономическом смысле, так как товаром становится только продукт фирмы в целом.
Внутрифирменный оборот - это движение деятельности. Перемещение продукта труда по
технологической цепочке есть процесс возрастания затрат, но при этом отсутствует видимый результат.
Он может быть получен только расчетно, но не непосредственно, как в рыночной системе, когда
происходит реализация товара. Даже если перемещение продукта труда в рамках компании
сопровождается пересечением национальных границ и прохождением его через таможню, все равно он
не превращается в товар. Следовательно, невозможно говорить и о цене товара. Для нужд управления и
принятия решений, особенно в финансовой сфере, используются искусственные расчетные цены,
получившие название трансфертных.
Полная монополия, отсутствие конкуренции во внутрифирменных отношениях. Наличие иерархии
неотделимо от единоначалия и разумного централизма. Это фактически соответствует монополии
руководства компании на разработку стратегии и принятие решений. Допустима ли при этом
конкуренция между структурными подразделениями? На наш взгляд, в реальной действительности
внутри фирмы можно извлекать некоторую выгоду не из конкуренции как таковой (она, скорее всего,
непродуктивна для компании), а из соревнования и соперничества между подразделениями. Любая
конкуренция предполагает борьбу за собственные интересы (в данном случае - подразделений), что
негативно сказывается на деятельности компании в целом и приводит к появлению оппортунизма,
преодоление которого связано со значительными дополнительными издержками.
У экономического субъекта нерыночного типа (а структурное подразделение компании именно таким
субъектом и является) не может быть цели максимизации прибыли, так как деятельность подразделения
не принимает форму товара и, стало быть, не возникает прибыли вообще. Можно говорить о
рационализации внутрифирменных финансовых потоков на основе бюджетирования (основная
проблема финансового менеджмента), но в этом случае все цифры получаются не непосредственно в
результате обмена товаров, а расчетно на основе трансфертных цен.
Таким образом, фирма и ее внутрифирменная иерархия отвечают всем характерным чертам
нерыночной экономической модели (нерыночной экономической организации).
Важными дополнительными характеристиками нерыночной системы являются определение параметров
внутренней среды организации до начала процесса производства и неэкономический характер
внутрифирменных отношений (отсутствует непосредственное сопоставление результата деятельности и
затрат).
Оба этих положения не требуют специального доказательства. Они представляются очевидными.
Определение и контроль параметров внутренней среды фирмы являются в менеджменте обязанностью
управляющих и руководства компании. Столь же определенным считается и второе положение,
высказанное выше. Его легко доказать от противного. Все попытки придать внутрифирменным
отношениям характер экономических терпели полный провал, так как в фирме отсутствует единая
объективная основа сопоставления деятельности и затрат, которыми в рыночной и контрактной
системах являются деньги (всеобщий эквивалент, всеобщая форма связи и т. д.). Их замена в фирме
трансфертными ценами или нормативами затрат возможна только на субъективной основе,
следовательно, и все отношения внутри компании субъективизируются, т. е. становятся
неэкономическими (административными).
Необходимо отметить, что фирма (внутрифирменная иерархия) также строится на принципах
информационной системы, как и рынок, и контрактная система (последняя неотделима от информации
в части исследования рынка, поиска партнера, реализации контракта и проч.). 
Отличие информационных потоков в фирме от других форм экономической организации связано с их
опосредованностью. До конкретного подразделения внешняя информация доходит от руководства
(руководящего центра) фирмы уже в переработанном виде (руководящие импульсы, приказы,
распоряжения и др.). 
Hosted by uCoz